I.
Крестовоздвиженское Братство, созданное Н.Н. Неплюевым в конце XIX в., явилось синтезом трех, казалось бы, несовместимых идей.
Во-первых, это полноценное традиционное православие: храм, священник, посты тинства.
Во-вторых, Братство вело громадное хозяйство: пашни, скотоводческое хозяйство, лесное хозяйство несколько заводов, огромный сад. Причем все делалось в соответствии с новейшими требованиями тогдашней агрокультуры: десятипольный севооборот, лучшие английские породы скота, новейшая сельскохозяйственная техника, телефон, трактора, электростанция.
И наконец, в-третьих, Братство жило по высшим христианским канонам, и образцом свой жизни видело апостольскую Иерусалимскую общину, описанную в Деяниях апостольских. Была не только совместная жизнь, но и все хозяйство было общим. Несмотря на различия в профессиях и способностях, все братчики получали строго поровну.
История Братства насчитывает более 40 лет, и лишь 1929г., в кампанию коллективизации, оно было разрушено.
II.
Опыт Братства наводит на следующие мысли относительно христианской экономики.
Цель христианской экономики – приближение к Богу, к Царству Небесному, спасение.
Как экономика может помочь этому? Построить на земле Царство силами человеческими нельзя. И тем не менее, Царство Небесное начинается тут, на земле. Поэтому, чем точнее экономический уклад будет соответствовать заповедям Божиим, чем более экономические отношения будут напоминать жизнь в Царстве, тем проще будет переход в действительное Царство.
Но человек – тварь падшая. Далеко не все могут и хотят жить в этом мире по-христиански. Поэтому видится некая лестница экономических укладов, разнящихся нравственным уровнем. Если смотреть на нее сверху вниз, то она представляется примерно такой:
Уровень иерусалимской общины, распределение «по потребности»; но плюс производство: так живут в монастырях.
Братский уровень, распределение «поровну»: тут примером как раз является Трудовое братство Неплюева.
Уровень социализма: «по-труду».
Капитализм: распределение «по капиталу».
Криминальный уровень – «по силе».
Чем ниже – тем более хозяйственная деятельность пленена сатанинскими силами. Где провести границу и сказать: вот тут (и выше) – христианская экономика? В точности сказать нельзя. Конечно, спастись можно при любой экономике. Весь вопрос в том, что число спасаемых будет разное. Да и образ спасения разный. Если на верхних уровнях для спасения нужно суметь нелицемерно участвовать в хозяйственной жизни и поддерживать строй, то на нижних уровнях спастись можно только отрицанием, христианской жизнью вне социального строя.
Сомин Николай Владимирович
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.