Сегодня основное внимание экспертов приковано к разрастающемуся долговому кризису в Еврозоне, уже поставившему на грань дефолта практически всю периферию Еврозоны и грозящему ввергнуть в финансовый кризис системооборазующие страны ЕС в лице Италии, Франции и даже Германии.
Однако не намного лучше обстоят дела в России, которая вопреки крайне благоприятной ценовой конъюнктуре на рынке нефти демонстрирует беспрецедентное по масштабам охлаждение экономической активности, начиная с кризисного 2008-2009гг. По сравнению с январём-октябрём 2010г. за аналогичный промежуток времени в 2011г. прирост промышленного производства сжался с 8,6% до 5,1%, рост грузооборота транспорта сократился с 8% до 3,5%, инфляция подскочила с 6,5% до 8,9% в годовом выражении, отпускные цены производителей ускорили рост с 14,6% до 18,9%.
И это на фоне беспрецедентного с конца 1990-х гг. снижения уровня жизни подавляющей части населения страны: реальные располагаемые доходы граждан даже по официальной статистике сократились на 0,2% по итогам первых 10-ти месяцев текущего года (при росте на 4,5% годом ранее), а пенсии сжались более чем на 1%. С учётом реальной инфляции, превышающей отметку в 13-17%, можно говорить о том, что доходы наименее социально защищённых российских граждан по итогам года снизятся на 5-10% даже в условиях крайне высоких цен на нефть и 6,5 трлн. рублей, лежащих в резервах правительства.
Отдельного внимания заслуживает одобренный Госдумой и подписанный президентом России проект бюджета на 2012г. и плановые 2013-2014гг., который с предельной ясностью высвечивает приоритеты государственной власти и наиболее полно выражает отношение чиновников к заявленной необходимости модернизации экономики России, повышения удельного веса наукоёмкой продукции в ВВП, стимулирования развития научно-технического потенциала страны и т.д.
Прежде всего, в глаза бросается неадекватность самих предпосылок и базовых условий, в соответствии с которыми строятся прогнозы относительно темпов экономического роста, динамики промышленного производства и инвестиций в основной капитал, а также индексации расходов на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение.
Совершенно непонятно, каким образом экономическим властям удастся снизить среднегодовые темпы роста инфляции с 8,6-9,8%, имевших место на протяжении последних лет, до 6,5% в 2012г. и менее 5% в 2014г. Напомним, что ещё в начале 2000-х гг. первыми лицами государства была публично завялено о том, что к концу 2010г. прирост потребительских цен не будет превышать 2,5% годовых. Однако уже сейчас понятно, что по итогам года инфляция с трудом сможет уложиться даже в 8%.
Судя по всему, заложенные в бюджет прогнозы параметров инфляции ждёт та же самая участь – они просто-напросто не будут реализованы в силу нежелания властей бороться с реальными причинами роста цен: произволом сырьевых и естественных монополий, колоссальной коррупцией, монополизированностью экономики, неподъёмной для подавляющей части обрабатывающих отраслей промышленности стоиомсти кредитных ресурсов и возрастающего налогового бремени.
А это означает, что широко разрекламированная индексация пенсий, социальных пособий и заработных плат бюджетников как всегда не будет покрывать и без того заниженные темпы инфляции и обесценения рубля, приводя к падению уровня жизни и без того бедного населения России.
Надо сказать, что в принципе невозможно добиться снижения темпов инфляции в условиях запредельно высокой монополизации экономики, произвола естественных и псевдо-естественных монополий, растущих ускоренными темпами коррупционных поборов с населения и бизнеса, неустанно воздвигаемых административных барьеров, непомерно высокой стоимости кредитных ресурсов и усиливающегося налогового бремени на обрабатывающие производства. Насколько можно судить, никакой реальной борьбы с инфляцией нет по той простой причине, что это противоречит объективным коммерческим интересам крупнейших сырьевых и инфраструктурных монополий, а также тесно связанным с ними чиновникам и разросшемуся бюрократическому аппарату.
Не меньше удивления вызывает заложенный уровень валютного курса рубля по отношению к американскому доллару, который по прогнозам Минфина должен колебаться в диапазоне 27,9-28,4 рубля. Однако уже сейчас курс доллара превышает отметку в 31 рубль и на фоне стагнирующих цен на нефть и рекордного за последние 3 года оттока капитала в $50 млрд. только за январь-сентябрь 2011г. ни о каком укреплении рубля не может быть и речи.
До тех пор, пока масштабы бегства капитала превышают отметку в 15% расходной части федерального бюджета, а подавляющая часть выделяемых государством средств устремляется на спекулятивные операции на финансовом и валютном рынке, при том, что сырьевая направленность экономики продолжает консервироваться и углубляться, ни о какой стабилизации и тем более укреплении рубля не может быть и речи.
Принимая во внимание разрастающийся долговой кризис в Еврозоне, уже успевший поставить под вопрос кредитоспособность крупнейших европейских экономик (Испании, Италии, Франции и даже отчасти Германии) и парализовавший межбанковский рынок в Европе, вполне вероятно резкое сокращение притока иностранных кредитов в Россию и усиление оттока спекулятивного капитала, что может привести к обесценению рубля до 37 рублей за доллар уже к концу 2012г.
При этом столь радужный прогноз по курсу рубля составлен на основе прогнозных цен на нефть в $93 за баррель нефтяной смеси Urals в 2012г. и $97 в 2014г. На фоне беспрецедентного за последние 3 года снижения темпов роста мировой экономики и усиливающегося охлаждения деловой активности в крупнейших экономиках мира, грозящего уже в ближайшие несколько месяцев ввергнуть мировую экономику во вторую волну кризиса, ожидать стабилизацию цен на нефть даже вблизи отметки в $100
Таким образом, уже сейчас можно говорить о том, что находящийся на рассмотрении в Госдуме проект бюджета на 2012-2014гг. в принципе не реализуем в силу изначальной неадекватности своих базовых предпосылок и параметров существующей макроэкономической ситуации в стране и мире. Уже сейчас требуется пересмотр практически всех основных параметров бюджета, т.к. в противном случае второй по значимости после Конституции документ страны рискует превратиться в набор благостных пожеланий и намерений, в принципе не относящихся к существующей действительности.
Однако наибольшие опасения вызывают не сами базовые параметры бюджета, которые хоть и с трудом поддаются прогнозированию, но, тем не менее, должны хоть в какой-то степени соответствовать реальности и существующей макроэкономической ситуации. Основные вопросы касаются содержательной части бюджета, высвечивающей хроническое противоречие официальных заявлений властей реальным поступкам и инициативам.
Насколько можно судить, находящийся в настоящее время на рассмотрении в Госдуме бюджет является бюджетом финансовых спекулянтов и силовых структур. По-крайней мере, именно об этом свидетельствует резкий скачок расходов на обслуживание государственного долга на 83%, а также на национальную оборону и безопасность на 80% и 62% соответственно.
Так, по итогам 2011-2014г. расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга вырастут с 350 до 640 млрд. рублей (с 0,6% до 0,9% ВВП), финансирование ВПК вырастет с 1,53 до 2,75 трлн. рублей (с 2,8% до 3,9% ВВП), а затраты на правоохранительные органы подскочат с 1,22 до 1,99 трлн. рублей (с 2,3% до 2,8%).
Уже через 3 года только на уплату долгов и финансирование силовых ведомств будет тратиться более 37,6% всех расходов федерального бюджета. При этом удельный вес затрат на науку и образование подлежит сокращению с 5% до 3,2% расходной части бюджета, на медицину и здравоохранение с 4,2% до 3,2%, на поддержку экономики с 16,6% до 11,5%, на ЖКХ с 2,1% до 0,4%, на спорт с 0,3% до 0,1% и т.д.
И если практически двукратный рост расходов на вооружённые силы и силовые структуры можно объяснить необходимостью возрождения российского ВПК после развала предыдущих 20-ти лет, то дать адекватное объяснение практически двукратному наращиванию государственных заимствований и расходам на их обслуживание просто не получается.
Однако, в условиях, когда сам президент Медведев лично вынужден был признать, что «нецелевым» образом в сфере государственного военного заказа расходуется порядка 1 трлн. рублей, выделение триллионов рублей без реальной борьбы коррупцией в высших эшелонах власти просто-напросто увеличит масштабы воровства и вывода капитала.
Рис.1 Динамика расходов федерального бюджета
Источник: Минфин РФ
Владислав Жуковский
Источник заглавного изображения - my.mail.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.