переправа



О названиях станций московского метрополитена



Опубликовано: 3-04-2012, 18:02
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


О названиях станций московского метрополитена

 

Станция метро «Войковская»

 

Как-то зашла речь о станциях метро и их переименованиях, и вновь всплыла станция метро с позорным для страны наименованием «Войковская».

 

Переименовывать её не хотят буквально все власти: как советские, так и сугубо антисоветские (в двух своих разновидностях) – «перестроечные» антисоветские и «демократические» антисоветские. При этом официальные лица, скажем прямо, не от великого ума часто ссылаются на «непрописанность порядка переименования » станций Московского метрополитена (первоначально им. Кагановича, позже им. Ленина, а теперь просто Московского метрополитена).

 

Что тут сказать? Сие есть сущее лукавство!

 

Переименовывалась (в старосоветские времена) станция метро «Ботанический сад» (ныне «Проспект Мира»). В перестроечные: «Калининская» (ныне «Александровский сад»), «Щербаковская » (ныне «Алексеевская ») и «Ждановская» (ныне «Выхино»).

 

Далее в «демократические» времена: «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Проспект Маркса» (ныне «Охотный ряд»), «Площадь Ногина» (ныне «Китай-город»), «Кировская» (ныне «Чистые пруды»), «Дзержинская » (ныне «Лубянка»), «Ленинские горы» (ныне «Воробьёвы горы»).

 

Ну а первой переименованной станицей московского метро стала, естественно, «Сталинская» (ныне «Семёновская»), открытая в январе 1944 года и переименованная в 1961 году аккурат после очередной – уже совершенно истерической – волны «десталинизации », последовавшей после XX съезда КПСС.

 

Одна «Войковская» – попрежнему «Войковская».

 

Знаменательно.

 

Любят они цареубийц!

 

Итак, Пинхус Лазаревич Вайнер, партийные клички – Петрусь, Интеллигент, Белокурый, он же Пётр Войков.

 

В 1903 году 15-летний Пиня вступил в РСДРП, правда, к меньшевикам. Получал отдельные партийные задания – распространял революционные листовки, помогал укрывать представителей РСДРП, приезжавших в город. За подпольную деятельность его исключили из шестого класса керченской мужской гимназии.

 

В 18 вступил в боевую организацию, участвуя в перевозке бомб. А летом 1906 года Пиня организовал покушение на ялтинского градоначальника генерала И.А. Думбадзе.

 

Осенью 1906 года Ялта оказалась охваченной беспорядками, город был объявлен на положении чрезвычайной охраны. Либералы и революционеры разом возненавидели градоначальника за его «авторитарные методы управления» и потребовали от него немедленной отставки, угрожая ему смертью.

 

26 февраля 1907 года с балкона дачи Новикова, находящейся близ Ялты, в проезжавшего в коляске Думбадзе была брошена бомба. Градоначальник был легко контужен и оцарапан (взрывом ему оторвало козырёк фуражки), кучер и лошади ранены. Террорист, принадлежавший  к одному из «летучих боевых отрядов» партии эсеров, тут же, на месте, застрелился. Организатором же покушения на Думбадзе был Пиня Войков.

 

Разъярённый Думбадзе немедленно приказал сжечь дачу, что вызвало впоследствии скандал, так как выяснилось, что владелец здания не имел никакого отношения к покушению. Правительство в конце концов вынуждено было компенсировать владельцу стоимость утраченного имущества.

 

Однако вовсю развернулся Пиня, теперь уже Пинхус Лазаревич, в Екатеринбурге после октября 17-го.

 

В 1918-м он уже комиссар снабжения Уральского совета. Войков установил такие цены на продукты питания и топливо, что частная торговля на Урале стала невозможной. Это, в свою очередь, привело к товарному дефициту и серьёзному понижению уровня жизни. В ходе проводимой Войковым национализации уральской промышленности прежние владельцы предприятий были репрессированы.

 

Именно он был одним из разработчиков провокации против Николая II, когда охранявшие его семью большевики решили сымитировать «монархический заговор» с целью «похищения» царской семьи, во время которого её можно было бы уничтожить. Принимал участие в расстреле царской семьи (активным сторонником которого являлся). В частности, он подписал документы о выделении большого количества серной кислоты для полного уничтожения тел.

 

7 июня 1927-го Пинхус Войков был застрелен на вокзале в Варшаве юным русским эмигрантом Борисом Ковердой. «В ответ» на убийство Войкова большевистское правительство бессудно казнило в Москве в ночь с 9 на 10 июня 1927 года 20 представителей знати, которые либо находились к тому моменту в тюрьмах по различным обвинениям, либо были арестованы уже после убийства Войкова.

 

Войков был торжественно похоронен у Кремлёвской стены в Москве. Польский суд приговорил Коверду к пожизненному тюремному заключению, но 15 июня 1937 года он был амнистирован и освобождён.

 

А за Войкова нынешние власти по-прежнему стоят горой.

 

Знаменательно.

 

Станция метро «Бауманская», или Операция \«Вихрь Антитеррор»

 

Продолжаем краткий экскурс в историю Московского метрополитена.

 

Кто из москвичей и гостей столицы не знает станцию метро «Бауманская», названную в честь незадавшегося врача-ветеринара и пламенного (пламенного – от пламени Геенно-Огненской губернии) революциониста!

 

Вот о нём и поговорим коротенько.

 

...Как-то раз на излёте перестройки и самом начале «демократии » попалась мне в руки редкоземельная газета с интригующим названием «Положение дел». Раскрыл я её и углубился с интересом в чтение.

 

Издатель её сообщал, что с таким же названием выходила во время оно ещё одна газета, которую издавал крестьянин Тамбовской губернии Николай Федотович Михалин.

 

О как!

 

К сожалению, газету ту – «Положение дел-2» я потерял, но статью, посвящённую Николаю Федотовичу, помню хорошо, тем более что снабжена она была солидным для газетной статьи научным аппаратом.

 

Но вернёмся к нашему несостоявшемуся ветеринару Бауману.

 

Происходил он из остзейских иудеев. Папаша его владел в Казани столярной мастерской.

 

Из гимназии пацана выгнали. Говорят, из-за разногласий с педагогами. Потрясающая формулировочка!

 

Бывает.

 

В 1891–1895 годах числился студентом Казанского ветеринарного института. Однако, полагаю, такому «дохтуру» даже здоровье такого вполне самостоятельного грызуна, как крыса, доверить было бы неосмотрительно. Однако по этому поводу Бауман не скорбел.

 

Как это частенько случается со многими недоучками, поманила пацана скользкая дорожка революционной борьбы.

 

И пошло-поехало. Бауман легко переходил границы и во всём поддерживал Ильича.

 

Однако в июне 1904 года загремел на нары Таганской тюрьмы, где и провёл у параши 16 месяцев.

 

18 октября 1905 года жизнь «чоткого пацана» с погонялом Грач неожиданно оборвалась.

 

А дело было так.

 

Сейчас в Сети можно встретить отрывки из доклада министра юстиции И.Г. Щегловитова, взятого в 1918 году ЧК в заложники и тут же расстрелянного. Вот они:

 

«18 октября во время демонстрации в Москве во главе её появился Бауман; выхватив из рук одного участника красный флаг, он сел в извозчичью пролётку и, держа флаг, быстро поехал в направлении Покровки. В это время крестьянин Михалин Николай Федотович, Тамбовской губ., стоящий на тротуаре, замахнулся на него железной палкой, но последний успел соскочить с пролётки и бросился бежать. Михалин настиг его посредине улицы и ударил по голове, а когда тот упал, ударил его несколько раз по голове, раздробив ему череп. Бауман в тот же день скончался. Михалин тут же явился в полицейский участок. Окружным судом от 28 июня 1906 года по совокупности также за кражу в мае 1905 года в г. Москве из сторожки дома Пасбург самовара присуждён на 1,6 месяцев и отдаче в исправительное арестантское отделение».

 

При этом стыдливо опускается одна деталь: прежде чем сесть в пролётку, незадавшийся ветеринар сломал об колено икону, с которой шла некая бабуля, и заорал: «Я теперь ваш Царь и Бог!»

 

Войдите в положение Николая Федотовича: перед ним некий злостный богохульник и сволочь, публика в оцепенении, полиция бездействует. И вот результат... Трубой по кумполу.


На суде Николай Федотович заявил, что лишил жизни Баумана из ненависти ко всем, кто ходит с красными флагами, и он намерен таких людей и в дальнейшем убивать.

 

Михалин также показал, что он потребовал, чтобы Бауман убрал флаг, а тот в ответ выстрелил в него из револьвера, и тогда Михалин ударил Баумана по руке. Некоторые свидетели подтвердили этот факт, некоторые не подтвердили.

 

22 октября газеты сообщили:

 

«...толпа манифестантов осадила окружной суд и потребовала у прокурора Судебной палаты немедленного освобождения убийцы Баумана. Прокурор согласился и отдал распоряжение о немедленном освобождении арестованного. Манифестанты отправились в тюрьму и торжественно вывели оттуда убийцу, устроив ему овацию».

 

Суд над Михалиным состоялся: 13 марта 1907 года он был осуждён, по словам министра юстиции Щегловитова, «за убийство в состоянии раздражения ». В сентябре этого же года министр юстиции подал царю прошение с просьбой о помиловании Михалина, мотивируя свои соображения тем, что «Михалин впал в описанное преступление в эпоху революционного движения, когда под влиянием массовых демонстративных действий противоправительственных партий, безмерно оскорблявших патриотические чувства верных сынов отечества, раздражение последних против виновников смуты достигло крайнего напряжения и выразилось, наконец, в актах насилия над крамольниками». Царь помиловал Михалина. Но в середине 20-х годов XX века убийца Баумана Михалин был арестован Московским отделением ГПУ. О его дальнейшей судьбе можно лишь догадываться.

 

Тело Баумана было помещено в здании Высшего технического училища. Большевики и меньшевики выпустили 19 октября на смерть Баумана листовку следующего содержания: «Мщение, товарищи! Пора смести с лица русской земли всю эту грязь и гадость, позорящие её, пора нам взяться за оружие для решительного удара. Готовьтесь к вооружённому восстанию...»

 

Член МК РСДРП С. Черномордик писал, что похороны представляли собой невиданное до того в Москве зрелище. На кладбище прибыли вечером. На сами похороны было допущено ограниченное количество людей. У могилы произносились речи и клятвы.

 

От Московского комитета РСДРП выступил Шанцер. Выступила и вдова покойного К.П. Медведева. «Глаза её дико блуждали, – свидетельствует очевидец- большевик, – и она походила на умалишённую. Говорила она как будто в каком-то экстазе, с красным знаменем в руках, она клялась перед этим знаменем – алой эмблемой пролитой крови – продолжать революционное дело мужа...». Она говорила, обращаясь к присутствующим: «Я клянусь, что отомщу, я всю себя отдам на это дело, и вы должны поклясться, что объединитесь и отомстите за эту смерть. Клянёмся! Клянёмся, послышались крики ». В.К. Таратута (член МК РСДРП) писал, что «эта женщина, которая свой плач обратила в революционный клич над трупом мужа, потрясла всех собравшихся ». Медведева была прекрасным оратором и могла увлечь речами и лозунгами толпу. Профессиональная революционерка, в эмиграции она была близка к Ленину и, как сообщают источники, преклонялась перед ним. Через несколько лет после московских событий революционная экзальтация Медведевой куда-то улетучилась, она купила себе дачу в окрестностях Батуми, где вела, как принято было выражаться в ту далёкую пору, «рассеянную жизнь».

 

Вот такая история.

 

Чувствую я, что с переименованием станции «Бауманская», скажем, в «Туполевскую», а то и в «Михалинскую» придётся ещё немного подождать.

 

Вот такой «Вихрь-Антитеррор ».

 

Самостийный.

 

А что прикажете богобоязненному и верноподданному делать, ежели государство в лице полиции бездействует?!

 

P.S. В советское время Николая Федотовича именовали не иначе как черносотенцем, коим он вовсе не был, а некоторые совисторики договаривались даже до того, что убийство Баумана было подстроено царизмом. Ну да они известные шутники.

 

Б.А. Куркин

 

Метки к статье: Наше дело №10-2012, наше дело, Куркин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "О названиях станций московского метрополитена"
Елена

10 апреля 2014 14:52

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Заодно надо было бы переименовать и московскую клиническую больницу №29 имени Баумана. Он не стоял у истоков создания 29-й больницы, а также не был выдающимся врачом... Имя Княгини Шиховской могло бы получить достойное историческое название этой больницы, т.к. в основе МКБ №29, когда она ещё не была ни МКБ, №29 лежат труды Шиховской, и это-её детище. Правда, несколько лет назад при 29-й МКБ открылась часовня "Утоли мои печали" имени княгини Шиховской. Теперь это звучит так: "МКБ №29 имени Баумана "Утоли мои печали"... А при чём здесь Бауман?
Имя:*
E-Mail:*