переправа



Концепция деятельности Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова



Опубликовано: 3-04-2012, 18:02
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Концепция деятельности Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова

 

В начале 2012 года в Москве инициативной группой православных граждан было принято решение о создании общественной организации «Русское экономическое общество им. С. Ф. Шарапова». Сделан лишь первый шаг.

 

Русскому экономическому обществу им. С. Ф. Шарапова (далее – общество) как только что родившейся организации предстоит решить ряд ключевых задач: определить цели, основные направления, принципы и основные методы деятельности. Со временем всё это найдёт своё отражение в уставе и программе организации. Осознавая сложность указанных задач и понимая, что они не могут быть реализованы в короткие сроки, предлагаем на первых порах руководствоваться временным документом, который может быть назван «Концепция деятельности Русского экономического общества им. С. Шарапова» (далее – концепция). Основные положения концепции сводятся к следующему.

 

Предпосылки и причины создания общества

 

Российское общество уже на протяжении двух десятилетий существует в совершенно новых (по сравнению с советским периодом истории) условиях. Должного осмысления того, что собой представляет наше сегодняшнее общество, до сих пор нет. В том числе нет глубокого понимания и внятного объяснения экономической жизни как важнейшей составляющей российского общества. Равно как нет адекватного понимания и объяснения того экономического порядка, который сложился на сегодняшний день в мире и который в значительной мере определяет жизнь нашего общества.

 

Свои представления об экономике в мире и в России гражданин Российской Федерации вынужден черпать из таких источников, как средства массовой информации, учебники по экономике, научно-популярная и специальная экономическая литература, лекции в высших учебных заведениях (которые преимущественно базируются всё на тех же учебниках). Несмотря на многообразие источников информации, в Российской Федерации сложилась монополия на объяснение того, что такое экономика, каковы законы и механизмы её функционирования, каково её место в индивидуальной жизни человека и общества в целом, какие требования предъявляет современная экономика к человеку и т.п. В первом приближении это монопольное представление об экономике можно назвать экономическим либерализмом. Экономический либерализм ошибочно относят к одному из направлений научной мысли. На самом деле к науке он не имеет ни малейшего отношения, представляя собой идеологию, активно и агрессивно навязываемую русскому человеку. Идеология экономического либерализма чужда русскому человеку, разрушает его внутреннюю самобытность, подрывает нашу государственность, способствует превращению России в колониальный придаток стран Запада.

 

Главное же – экономический либерализм нацелен на формирование определённого типа религиозного сознания, чуждого православию. Фактически речь идёт о «религии денег», сознательному поклонению мамоне. С нашей точки зрения, экономический либерализм в виде так называемого экономического образования, «экономической науки», «экономических знаний» наносит нашей Церкви и православию ущерб больший, чем все секты, вместе взятые. Всё это предопределяет актуальность формирования альтернативного экономического мировоззрения и активного его распространения в российском обществе.

 

Главная цель деятельности общества

 

Итак, главной целью деятельности общества является формирование альтернативного экономического мировоззрения и активного его распространения в российском обществе. Вместе с тем следует уточнить: на сегодняшний день существует несколько альтернативных взглядов на экономику. Например, взгляд, базирующийся на марксизме, который доминировал в нашем обществе на протяжении семидесяти лет и в конечном счёте привёл нашу страну к коллапсу.

 

Напомним, что Русское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова создано в рамках духовно-просветительской организации «Переправа », духовным и нравственным ориентиром которой является православие. Очевидно, что и наше общество может действовать только в рамках православия. Поэтому главной целью общества является формирование православной альтернативы, православного представления об экономике.

 

Формирование такого представления предполагает прежде всего возвращение русскому человеку того богатейшего духовного и интеллектуального наследия, которое на протяжении многих веков накапливалось в христианском мире. К такому наследию относятся:

 

1. Труды Святых Отцов по вопросам богатства, бедности, труда, милостыни, денег и иным аспектам хозяйственной жизни. Среди них особое место занимают труды святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Климента Александрийского, Симеона Нового Богослова.

 

2. Труды русских богословов и философов дореволюционной России. Среди них В. Эрн, С. Булгаков, И. Ильин, Н. Бердяев, В. Соловьёв, Л. Тихомиров и многие другие. Особое место среди них занимали славянофилы, которые наиболее последовательно определяли место хозяйственной жизни в обществе, формулировали социальный и экономический идеал христианской жизни, последовательно критиковали и обличали западные богословские и философские взгляды на экономику, западные теории капитализма. Среди них – А. Хомяков, И. Аксаков, И. Киреевский, К. Леонтьев, Н. Гиляров-Платонов, А. Кошелев и многие другие.

 

3. Труды русских мыслителей и практиков, непосредственно относящиеся к устройству хозяйственной жизни России. Среди них – И. Посошков, М. Ломоносов, С. Шарапов, А. Нечволодов, Н. Данилевский, В. Кокорев, Д. Менделеев, П. Оль, А. Шипов, Ф. Чижов, А. Энгельгардт, Г. Бутми, А. Щербатов и многие другие. Таким образом, цель общества – вспомнить хорошо забытое мировоззрение наших православных предков по вопросам хозяйственной жизни и осмыслить его с учётом реалий нашей современной жизни.

 

Задачи деятельности общества

 

Формирование православного взгляда на экономику как главная цель деятельности общества, в свою очередь, предполагает решение следующих конкретных задач:

 

Формирование представления о православном идеале экономики.

 

Оценка и критика с позиций православия нынешней капиталистической модели экономики, господствующей в мире и в России.

 

Оценка и критика нехристианских альтернатив современному капитализму.

 

Разработка предложений о выходе России из нынешнего тяжёлого экономического состояния с учётом исторического опыта нашей страны и других стран.

 

Разработка предложений по организации хозяйственно- трудовой жизни православных людей на местах на основе отечественного и зарубежного опыта.

 

Распространение православных представлений об экономике в нашем обществе, противодействие разрушающему действию на русского человека идеологии экономического либерализма («религии денег»).

 

Особо хотелось бы сказать о первой задаче. Мы понимаем, что наше общество больно, в том числе в духовно-нравственном смысле. Поэтому о практическом воплощении христианского идеала экономики в жизнь речи быть не может. Современный человек (независимо от его вероисповедания, образования, убеждений и т.п.) большую часть своей жизни проводит в сфере экономики – как работник и работодатель, как продавец и покупатель, как кредитор и заёмщик, как производитель и потребитель и т.д. Да и мысли у современного человека сегодня также в основном имеют «экономическую» направленность. Даже человек, считающий себя православным (крещёный, регулярно посещает храм, исповедуется и причащается и т.д.), становится незаметно для него самого «человеком экономическим» (homo economicus), поклонником мамоны.

 

Имея перед глазами идеал христианской экономики, русский человек будет понимать, насколько греховной является наша сегодняшняя экономическая жизнь. Без такого идеала и ориентира у современного человека вряд ли появится чувство покаяния, а без покаяния, как известно, никакого преображения человека не произойдёт. Без этого все наши проекты преобразования экономики будут подобны безрассудным попыткам строить дом на песке.

 

Формы и способы деятельности общества

 

1. Реализация цели и задач (пункты 1–5) общества осуществляется посредством проведения исследований приоритетных тем, подготовки отчётов (докладов) по результатам исследований и их обсуждения на общих собраниях членов общества.

 

2. Список приоритетных тем в виде плана-графика на очередной календарный год обсуждается и утверждается общим собранием общества.

 

3. Обсуждение отчётов (докладов) по результатам исследований осуществляется на общих собраниях общества на основе плана-графика и регламента обсуждений.

 

4. Для реализации задачи п. 5 общество может опираться на общины, с которыми АНО «Переправа» уже имеет устойчивые связи. Такие общины могли бы стать «полигонами» для практической апробации результатов исследований общества.

 

5. Реализация задачи п. 6 осуществляется посредством размещения результатов исследований в информационных органах АНО «Переправа »: сайтах «Переправа» и «Наше дело», журналах «Переправа» и «Наше дело». Также целесообразно распространять результаты исследований общества, используя иные средства массовой информации, а также осуществляя публикацию монографий, учебных пособий, сборников выступлений и т.п.

 

6. Реализация задачи п. 6 также осуществляется путём организации обучения молодёжи силами членов общества по программам, одобренным общим собранием общества. В рамках общества целесообразно создание молодёжной секции, в рамках которой могло бы быть организовано обучение по ключевым проблемам экономики с позиций православия.

 

7. Члены общества должны обеспечивать продвижение идей общества по месту своей работы (преподавание, издательская, общественно-политическая, предпринимательская деятельность и т.д.).

 

Организационные вопросы

 

Общество входит в состав АНО «Переправа» и не является юридическим лицом.

 

Деятельность общества не должна противоречить уставу и принципам АНО «Переправа », вместе с тем общество имеет автономный статус.

 

Руководство обществом осуществляет председатель, который избирается общим собранием.

 

Обсуждение результатов исследований на общих собраниях происходит на основе утверждённого регламента.

 

Общие собрания проводятся на основе плана работы общества на очередной календарный год.

 

Членами общества могут быть граждане России и других стран православного вероисповедания. Иные граждане допускаются в общество в качестве наблюдателей (или кандидатов в члены).

 

Через определённый период времени, когда общество накопит опыт работы, данная концепция будет заменена уставом и программой деятельности общества.

 

Принято единогласно на общем собрании Русского экономического общества 9 февраля 2012 года.

 

Метки к статье: Наше дело №10-2012, наше дело, РЭО
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Концепция деятельности Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова"
Имя:*
E-Mail:*