Дед в далёком моём детстве рассказал историю, которая отчего-то запомнилась. Как-то он застал одного из своих сыновей, второго по старшинству, за занятием, которого никак от него не ожидал. Дело в том, что будущий врач в детстве был сорвиголовой, и от проделок его стонал весь дом и окрестные улицы. Это потом он повзрослеет и уйдёт на фронт, а позже станет степенным вдумчивым кардиологом, очень добрым и отзывчивым на чужое горе человеком, а тогда... Бабушка говорила в этих случаях, что джинн из него вышел. На Востоке есть такое поверье, что при рождении человека – и тут не обережёшься – в него всё равно вселяется джинн. У кого-то помельче, а у кого-то и покрупнее, опаснее. Однако в течение жизни джинн этот покидает человека: кого в детстве, кого в юности, а кого и под старость. Хорошо, чтобы в детстве, покачивая головой, говаривала моя добрая бабушка. Похоже, с моим дядей всё так и случилось. Потому как редко приходилось встречать людей более смиренных.
Так вот дед мой обнаружил совсем ещё юного Ниджата за совершенно немыслимым занятием. Представьте, тогдашний хулиган и забияка сидел на полу и в течение нескольких часов, не отрываясь... читал книгу. И просидел так до вечера, пока не дочитал её до конца. Это, как оказалось, была повесть Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник».
Пишу об этом потому, что схожее состояние овладело и мною, когда, выполняя поручение нашей редакции, взял в руки роман матушки Юлии Сысоевой «Бог не проходит мимо», изданный в нынешнем году Миссионерским центром имени иерея Даниила Сысоева, дабы написать отзыв.
Знаменательно, что первым читателем и рецензентом этой замечательной книги, как пишет матушка Юлия в «Предисловии от автора», был её супруг. Оно и неудивительно, если учесть то обстоятельство, что роман был задуман ею задолго до трагического ноября 2009года. О чём она? О том главном, что должно бы быть в жизни каждого из нас: любви и дружбе, искренности и вере, супружеской верности и материнской жертвенности. А ещё о том, чего не должно бы быть, но что так часто, увы, встречается на нашем пути: ненависть и предательство, ложь и безверие, равнодушие и подлость. Но главное, чему посвящён роман, – это, безусловно, Любовь. Самая что ни на есть возвышенная ко Христу и земная, к родным и близким, всем, кого встречаем на своём жизненном пути, так необходимая всем нам. Но которая – неложная, возможна лишь тогда, когда в сердце нашем есть любовь к Истинному Богу.
Всё же переборю искушение и не буду даже вскользь касаться канвы головокружительных событий, которыми преизобилует роман. Дабы не лишать читателя нешуточных переживаний и радости преодоления его сюжетных сплетений. Уже вспомнив графа Толстого раз, упомяну ещё. Как-то его попросили пересказать сюжет «Анны Карениной», на что великий писатель ответил, что для этого следует перечесть всю книгу. Стоит вам взять в руки роман (уже третий по счёту, написанный матушкой Юлией!), как вы не выпустите его из рук, пока не перевернёте последнюю страницу, в этом будьте уверены. И испытывая при этом два чувства одновременно: радость за героев повествования, которые, невзирая на свои нечеловеческие испытания, оказались на высоте человеческого духа, и скорбя – да-да, именно так, что прочитана последняя фраза так полюбившегося произведения. Возможно, несколько запоздало (потому как, признаться, не читал двух первых книг автора), но всё же хочу поздравить отечественную литературу с рождением большой самобытной писательницы с «лица необщим выражением».
Собственно, это была вторая книга, которую мне надлежало прочесть. Начал же с книги «Ислам. Православный взгляд», изданной АНО «Духовное наследие» тогда же и авторство которой принадлежит её покойному супругу. Различие состояло в том, что содержание первой книги было всё же знакомо, потому как приходилось не единожды слышать блистательные выступления отца Даниила ещё при его жизни и после мученической кончины, потрясшей всех нас. Она, собственно, и представляет собой любовно исполненную печатную расшифровку его лекций, посвящённых глубокому анализу этой религии.
Со страниц своей последней книги, увидевшей свет уже после его мученической кончины, как свет погасшей звезды, сотни лет продолжающий своё таинственное движение, предстаёт всё тот же знакомый тем, кто знал и любил его, страстный проповедник святой Христовой веры. Редкого мужества и столь же редкой компетентности свидетельство об Истине в мире, «умученном» политкорректностью и толерантностью, реверансами и недоговорками в самом важном вопросе, вопросе вопросов. Каждое выступление, каждое слово – бой с поднятым забралом. Памятные строки «бой идёт не ради славы, ради жизни на земле» применительно к отцу Даниилу принимаю с одной лишь важной поправкой – ради жизни вечной. А коль так, коль на кону (да простится мне такое сравнение) бессмертная человеческая душа, её посмертная участь, то позволительно, наверное, говорить так и именно так – честно. Будем же помнить, что слово это в самом высшем градусе своего звучания есть именно святость.
Как же хорошо, что есть теперь такая книга. Ещё не всем, увы, доступен Интернет, в котором в таком радующем изобилии представлены ролики с проповедями и выступлениями отца Даниила, его публичными дискуссиями с приверженцами ислама, из которых батюшка неизменно выходил победителем. Как победил и в последнем диалоге поздним вечером 20 ноября 2009 года со своим трусливым убийцей, стрелявшем в него, а значит, в Христа в маске, а после пустившегося наутёк. Глупец, Кого хотел убить?!
Как хорошо, что есть теперь эта книга, потому как можно перечитать строки, насыщенные чрезвычайно важной и очень интересной, такой полезной для всех нас информацией и раз, и два... Ведь в земной своей жизни батюшка, вспомним, был стремителен, в том числе и в своей летящей речи. Так много хотел сделать. Так много успел сделать.
Важно, что венчает книгу Первосвятительское слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанное Святейшим после отпевания иерея Даниила Сысоева. Оно вновь и вновь возвращает нас в то студёное заснеженное декабрьское утро 2009 года, когда озябла, казалось, вся страна, прощаясь с тем, кто восходил на Небо, к Отцу, чтобы там продолжить свою жертвенную любовь ко Христу и сотворённым Им по образу и подобию Своему людям. Ибо сказано, что: «Любовь никогда не перестает...» (1 Кор., 9 ?????).
Ирзабеков Фазиль Давуд оглы, в святом крещении Василий
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.