«Пусть верующие составляют малую часть населения, но это самые светлые, умные, добрые, пассионарные люди России. Это закваска, которая обладает огромной преобразующей силой, потому что через неё поступает в мир Божественная благодать. И этой закваски в России больше, чем в любом другом месте земного шара. В молитвах, трудах и битвах верующие соединяются с Богом, Который непобедим. Поэтому в России формируется будущая победа над силами зла, и она уже не за горами», — доказывает, вопреки пессимистическим прогнозам, руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа», писатель и публицист Александр Иванович НОТИН.
«Прививки» против хаоса
На традиционной встрече в зале собраний Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с вооружёнными силами проходила презентация новых книг разных авторов. Самым бурным оказалось обсуждение романа Александра Ивановича Нотина «Исход» (Изд. 2-е. — Кислород, 2013). Ведь автор пытается решить тяжелейшую проблему наших дней, с которой сталкивается каждый человек и всё человечество. И он уже добился в этом деле определённых успехов, что позволяет и нам надеяться на лучшее.
«Никогда себя не чувствовал писателем, — признался Александр Иванович, — и хорошо понимаю обращение Чехова к молодым авторам: «Если можешь не писать, не пиши». Я могу не писать, честно вам скажу. С другой стороны, ей-богу, накипело. Поэтому я не послушался Чехова».
«Не чувствующий себя писателем» Александр Нотин рассказал в свой книге о самом главном — как спастись в катастрофе, которую старательно нагнетают в России её внешние и внутренние враги. Есть понимание, что эта наклонная плоскость, которую для нас построили и по которой мы катимся, она ведь небесконечная. Россия по ней сползает, быть может, медленнее, чем хотели бы западные «партнёры». Но если так будет продолжаться и дальше, ситуация может резко измениться к худшему. В истории было много примеров, когда так происходило — неожиданно и драматично, ломая и калеча судьбы миллионов людей.
«Картины этого будущего начали вспыхивать в моём сознании где-то с 2008 года, — рассказывает автор. — Я начал публиковать эти зарисовки в журнале «Шестое чувство», а потом из них была собрана книжка, которая называется «Исход». Там представлена перспектива примерно на середину двадцатых годов этого столетия. Там описана не революция. Там описан хаос. И мы уже видим, что сейчас по каким-то фрагментам этот хаос, увы, начинает возникать».
Действительно, в книге описано состояние «ни войны, ни мира», которое постепенно перерастает в состояние «войны всех против всех». Мы с ужасом предчувствуем такое развитие событий. Вот как видит их лет этак через десять Александр Нотин:
«Беда нагрянула в двадцатых годах двадцать первого века. После столетия относительной устойчивости планета погрузилась в хаос. Вспыхнувшие повсеместно раздоры и беспорядки по масштабам и чудовищным своим последствиям превзошли все прежние войны и катаклизмы, вместе взятые. Ни один регион или мало-мальски обитаемый уголок планеты не избежал общей горестной участи. У хаоса не имелось ни границ, ни линии фронта, ни правил ведения войны, ни явных противоборствующих сторон. Не было даже чётких заявленных целей. Словом, ничего, что укладывалось бы в устоявшиеся представления о порядке. Все против всех. Будто чья-то незримая и злая рука намеренно смешала и спутала былые программы. Будто раскалённая магма, веками копившая ярость под спудом государственного насилия, неодолимым огненным потоком изверглась на поверхность, сметая государственные идеологии, хозяйственные устои, культурные формы, международные отношения, глобальные институты. Будто само провидение предъявило падшему человечеству счёт за ранее совершённые злодеяния, как бы... переломило ось, на которой держалась мировая стабильность со всей её атрибутикой. Каркас мироздания рухнул. Бунт и эпидемии, глады и моры повсюду, по поводу и без, где их ждали и где нет, поразили мир. Словом, весь род людской покрылся сыпью и язвами не известной доселе болезни. Наступил час возмездия, час суда Божия...»
Казалось бы, можно только сожалеть о том, что футурологические наброски известного публициста Александра Нотина часто сбываются: не дай Бог нам такого будущего, какое он предрёк в своей книге. Но нас может утешить то, что там написано в отношении России: катастрофа в ней происходит гораздо «мягче», чем на Западе. Потому что Россия имеет как бы «прививки» от таких катаклизмов. Главная «прививка» — это наша непритязательность, потому что мы никогда хорошо не жили, а в последнее время не успели привыкнуть к так называемому либеральному процветанию. Ещё одна «прививка» — это невероятное терпение русского народа, потому что он свою цивилизацию формировал в жёстких климатических и пространственных условиях.
С другой стороны, стабильность, которую мы сейчас наблюдаем, довольно-таки шаткая: это проявилось недавно в московском Бирюлёве. Сегодня она есть — завтра её нет. Стабильность может купироваться, а может растекаться. А условий для её «растекания» сколько угодно.
Александр Иванович — бывший советник вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, который в своё время курировал всё городское хозяйство. Работая в этом качестве, Нотин как никто другой ощутил чрезвычайную уязвимость, хрупкость мегаполиса. Только чудо уберегало его от больших потрясений. И это — на рубеже столетий, когда городская инфраструктура была изношена ещё гораздо меньше, чем сейчас, а в руководстве города оставались прекрасные специалисты и организаторы советской закалки. Что же говорить о нашем времени, точнее — безвременье?
«Мы видим повсюду чудовищное воровство плюс некомпетентность, — отвечает Александр Нотин. — Элита нынешняя деградирует в полном соответствии с «законами Паркинсона» (чиновник стремится множить подчинённых, а не соперников; чиновники создают друг другу работу и так далее) и... нашей российской дурости. Плюс элита как никогда равнодушна к судьбе своего народа, в части её зреют зёрна измены. Иначе, наверное, и быть не может, если правящий класс заражён вирусами чуждых, генетически чрезвычайно несвойственных нам либеральных «ценностей» — гедонизма, потребительства и нигилизма. Тем самым он сам отторгает себя от национальной почвы».
Каковы причины столь плачевного состояния российской элиты и всего общества? Александр Нотин считает, что в течение четверти века мы были поставлены в условия, когда русский генотип был лишён космизма, высоких идей и устремлений. Когда пропала высокая цель вместе с идеологией, прямо запрещённой новой Конституцией. Это чрезвычайно страшно для нашего генотипа, потому что у него всегда было государственное, централизованное, вселенское мироощущение.
Мы ощущаем мир через государство. Государство — это самоценность, это сакральность, это смысл, потому что у нас нет горизонтальных, родовых, тейповых, клановых и прочих восточных, как говорил Леонтьев, «кровяных связей». Нет у нас и европейской вертикальной «генеалогической родоприемственности». Русская семья не чувствует свой корень на несколько столетий в глубь времён. Нас постоянно корёжили и сотрясали разрывы, исторические разломы. Они разрушали связи — и горизонтальные, и вертикальные. В результате центральным оселком русского этноса промыслительно стало государство.
Фигура, возглавляющая эту государственную пирамиду, какой бы сомнительной она ни была (как сейчас), сакральна. В этом объяснение неизменной устойчивости рейтинга Путина. Такая фигура в глазах народа священна, и неважно, как она именуется: царь, генеральный секретарь, президент. Потому что именно эта фигура — а не родовая горизонталь или вертикаль — образует целостность государства, она её обеспечивает.
Наши предки сотни лет шли на подвиги и жертвы «за веру, Царя и Отечество». Это было главным смыслом в их жизни. Вера православная, собравшая под своё крыло сотню народов (у нас, кстати, не было ни одной религиозной войны), Царь как объединительная фигура — Самодержец, и Отечество как начало, удерживающее и оберегающее эти пространства и народы.
Псково-печерский старец Николай Гурьянов, уходя из жизни в 2002 году, предрёк, что будут засухи и пожары (так и произошло в 2010-2012 годах), а потом придёт Царь... Правда, он не сказал, какой царь — то ли православный, то ли антихрист, то ли ещё какой-то. И эти пророчества уже начали сбываться.
«Платформа, на которой стоит наше государство, сейчас очень неустойчива, — подчеркнул оратор. — Ослаблены узы доверия между низами и верхами, истощена экономическая инфраструктура, чрезвычайно высока зависимость от внешних факторов, которые нами, по сути, не контролируются. Поэтому российские мегаполисы сейчас крайне уязвимы. Чья-то злая воля за последние четверть века уничтожила двадцать тысяч русских сёл и деревень и фактически загнала аграрное население в и без того уже переполненные города. Кому это нужно? Или, лучше спросить, кому это выгодно?»
Александр Нотин не сторонник теории заговоров, хотя и допускает их вероятность. Просто понимание истории у православных людей иное — сугубо промыслительное. Они убеждены, что управляют историей не люди, а три воли — человеческая, Божья и демоническая. Так вот взаимодействие свободной воли человека, падшей воли демонов и благой воли Божьей, сложнейшее переплетение этих видов воли, из коих Божья главенствующая, и даёт ход истории.
Поэтому книга «Исход» — это, по мнению автора, не литературный труд, хотя она и имеет литературную обработку. Это, как он говорит, «функциональная вещь» — попытка помочь читателям мобилизовать свою человеческую волю на служение Богу и противодействие демонам. Попытка показать молодёжи, что православная вера — это не просто иконка в углу, не свечечка, не воспоминание о какой-то далёкой древности, не элемент культуры, — это образ жизни, образ мыслей, образ служения.
Александр Иванович убеждён: в наши «последние дни» человек может выжить и остаться человеком только на основе духовности. Такого напряжения духовной жизни, такого разнообразного, напористого, наглого, бесстыжего глумления над человеческой природой раньше никогда не было. Это самый высокий за все времена уровень нигилизма и сатанизма. Бывали, конечно, и раньше подобные всплески, например при падении Римской империи. Однако такого, как сейчас, не было, потому что включились ещё научно-технические факторы. Но высшему уровню нигилизма может достойно противостоять только высший же уровень духовности. Ведь нигилизм — это тоже духовность, только с отрицательным знаком, это тёмная, демоническая духовность.
Поэтому спасти нашу молодёжь никакими формальными стандартами образования невозможно. Спасать её надо, внося в образование и воспитание элементы практической, святоотеческой аскетики. Сегодня это уже не гипотеза, а суровая реальность. Где-то прописью, вторым планом эта тема прослеживается и в книге «Исход».
Даже в хаосе образуются «анклавы порядка»: люди всё равно стремятся к организованному взаимодействию. К примеру, в «Исходе» выписан анклав, состоящий из полугосударственных криминализованных бандитских структур, сложившихся на базе бывших МЧС, МВД и других «силовиков». Показана и судьба государственной власти, оказавшейся в условиях хаоса самым слабым звеном: она в панике оставляет Кремль, бросает поле боя и бежит куда-то за Урал. Есть ещё один анклав, и ему автор уделяет ключевое внимание. Это православный укрепрайон: здесь православные люди собираются под давлением хаоса.
- Сейчас мы уже воочию наблюдаем вы зревание чего-то подобного, — с грустью говорит Александр Нотин. — У Путина есть два варианта дальнейшего развития событий: первый — революция, то есть хаос. Система управления больна давно, глубоко, системно. Сколько у неё в запасе времени — год, пять лет? Ясно, что без серьёзного, столь же системного лечения кризис неизбежен, и он не за горами. От конкретных шагов власти будет зависеть, по какому сценарию он пойдёт — мягкому или жёсткому. Но бездействие и упование на «авось пронесёт!» хуже всего.
- Это что — значит, всё начинается? Выплёскивается наружу и «все против всех»? Или пока ещё у режима есть шанс направить события в русло более или менее нормальное, мирное русло — без насилия и хаоса? — спросил я собеседника.
- Да, но для этого режим должен как бы переродиться, преобразиться, стать иным. Чтобы стать иным, совершенно не обязательно, чтобы либеральная элита пошла в храм и в одночасье вся причастилась. Один человек исторически призван решать в России — один, сакральный по должности. Вот пусть и решает!
- Если бы вы были президентом, то с чего бы начали?
- С кадров,разумеется.
- Где же вы их возьмёте?
- Да они уже есть — кадры служения, чести, совести, достоинства. Не все, кому «за державу обидно», верующие, но верующим стать таковыми проще. Потому что, например, к воровству верующий человек занимает самую непримиримую позицию. Как говорит Господь: если рука соблазняет тебя, отсеки её, лучше войти в Царство Небесное без руки, но с чистой душой. Если православный верующий профессионал (не путать с профессионально верующими, коих тоже в нашей Церкви хватает) приходит работать в Минфин, то он не сможет воровать. Но есть ещё две категории людей. Вторая — может не воровать, но если предложат много, то может и не устоять — это нравственный человек. Третья категория, которая не может не воровать: это те, которых сейчас недопустимо много развелось там, наверху.
Либеральная «элита» одним глазом смотрит на Запад, а другим в карман народа. Есть, конечно, и во власти достойные люди, но по большей части на низших её этажах. Коррумпированная «элита» не принимает в свой круг эти кадры. А если вдруг и пускает, то ставит перед выбором: либо ты будешь жить, как мы, либо мы тебя уничтожим. Это с одной стороны.
С другой — за двадцать пять лет «тотального отступления и убывания», под жутким прессом нигилизма (а может быть, и благодаря этому давлению) в стране возникла, возмужала и духовно закалилась новая, настоящая элита завтрашнего дня. Это десятки тысяч людей (я многих знаю, и вы многих знаете). В них произошли удивительные перемены. Эти люди многое передумали, пережили, перестрадали — и сейчас они готовы служить Отечеству. Таких людей (и себя в их числе) я называю «блудными сынами перестройки». Они действительно, правда, каждый на свой лад повторяют судьбу евангельского блудного сына, павшего до скотства, а потом покаянно вернувшегося к Отцу. Это целая резервная армия. Она есть. Теперь вопрос только в том, будет ли она востребована, призвана и мобилизована, или ей останется дожидаться «силового» разрешения этого кризиса, чтобы уже там сыграть свою историческую роль. Именно этот, худший, вариант и описан в «Исходе».
...Итак — кратко о сюжете книги. Во время всеобщего хаоса начинают формироваться и быстро укрупняться некие «точки роста», места сбора православного люда. В нашем случае эту роль выполнила небольшая деревушка под Великими Луками, которая называется Казачий Дюк. Там ускоренно собираются беженцы, идёт строительство, укрепление, а в итоге возникает Псковско-Великолукский укрепрайон численностью... в пять миллионов человек. Школы, больницы, полиция, армия — всё как положено. Только на принципиально иных духовно-нравственных началах. Новый, Божий, мир с первых же дней вступает в очень сложные взаимоотношения с окружающим враждебным пространством.
Там есть свои герои — например генерал Армии обороны православной воин Антон Савин. Есть американец Крис, который случайно примкнул к общине и с тех пор служит ей верно. Сенька — бывший уголовник. Епископ Феогност, главарь бандитов Шпиль и ещё десятки участников этой драмы. Они придуманы автором, но взяты из жизни и выписаны как реальные люди, со своими судьбами. Все в той или иной мере постигают науку из наук — как выжить в этом жёстком мире и не потерять человеческий облик. И опытно убеждаются: только с помощью веры, с помощью Христа. Для них вера — это оружие на всякий час. Оружие наступления и обороны. Они призывают помощь Божию, и... получают её.
Сюжет книги так и построен — функционально, чтобы все желающие могли почувствовать и понять, как действует система самостояния во Христе: о чём думают люди, как они относятся друг к другу, как принимают решения, ведут борьбу. Сюжет выбран детективно-приключенческий: «просто для того, чтобы не скучно было читать».
Продолжения книги автор не обещает— по крайней мере в ближайшее время. «Просто потому, что слишком много времени занимает текущая работа в «Переправе». Хотя были замыслы о продолжении в двух книгах: «Архипелаг верных» и «Царь».
Но самое главное и удивительное, что Александр Иванович Нотин уже начал реальную подготовку к возможным грядущим катаклизмам. Подобно социалистам-утопистам, он не только предсказывает будущее, но и строит его сейчас. Правда, в отличие от иных представителей так называемой элиты строит не «персональный бункер», а поселения для братьев и единомышленников, которые намерены остаться на родной земле и встретить завтрашний день лицом к лицу, каким бы он ни оказался.
«У нас есть несколько хозяйств, которые начинают жить по этому алгоритму. Радует, что многие люди признают: эти точки сборки, точки роста должны быть созданы уже сейчас. Если вдруг грянет хаос, Москва окажется слишком уязвимой. Все мегаполисы уязвимы. И исход из них — это одновременно и трагедия, и очищение, и судьба».
Последняя утопия
Похоже, что Александр Нотин — последний утопист на Земле. Если его сценарий сбудется, то в итоге наступит обещанный пророками Конец Света, «...небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет, 3:10). Наступит «новый век», святые и праведники будут жить в прекрасном мире, где не нужны утопии, чтобы его совершенствовать.
Но если произойдёт чудо — руководство России услышит призыв Нотина, предотвратит катастрофу в России и поможет потушить пожар на Западе, то на земле наступит пусть и временный, но рай, о котором мечтали социалисты прошлого. Православные аграрные поселения распространятся по Земле, очистят её, преобразят, сделают счастливой жизнь всех людей.
Вы, конечно, понимаете, уважаемые читатели, что после презентации книги «Исход», которая поднимает ключевые проблемы современности, я не мог не встретиться с её автором для подробной беседы. Ведь оттого, насколько будущее пойдёт по сценарию «Исхода», зависит судьба каждого из нас, судьба Отечества и всего человечества. Мы должны знать, насколько это возможно людям, Промысл Божий. Чтобы достойно подготовиться к любому варианту событий.
Через несколько дней после презентации я встретился с Александром Ивановичем Но-тиным в его офисе (он возглавляет движение «Переправа») и задал ему вопрос, волнующий многих читателей, изучивших его предыдущие интервью в нашей газете.
— Давно не было человека, который пишет художественное произведение как утопию, которую он одновременно воплощает в жизнь вместе со своими единомышленниками. Ваши аграрные поселения — это, по сути, плацдармы для исхода из мегаполисов православных людей во время хаоса, который нам, похоже, старательно готовят некие «мудрецы». Плацдармы в масштабах страны небольшие, но по этим образцам могут создаваться настоящие укрепрайоны подобные тому, что описаны в вашей книге «Исход».
Но, согласитесь, Александр Иванович, вы пытаетесь противостоять планам «Великого разрушителя», который несёт миру хаос и погибель, и поэтому должны быть уничтожены в первую очередь. А современные технологии позволяют разрушить любой укрепрайон за несколько минут. Например, в Афганистане все танки и прочую технику вместе с храбрыми воинами просто вдавили в землю вакуумными бомбами, которые по мощности сравнимы с атомными. Что вы можете сделать перед лицом такой угрозы?
- Во-первых, хаос в книге начинается с Запада. К нам он перетекает оттуда, а не наоборот. Так сейчас и происходит. Поэтому Запад не так уж неуязвим, как кажется. У них будет полно собственных забот, гораздо больше, чем у нас.
Во-вторых, наш враг не так уж силён: скорее, мы слабы. Он выглядит сильным только на фоне нашей слабости, пассивности, разобщённости. Это лишь кажется, что армии, войска, силовые структуры, правительство, суды всё решают. На самом деле это всего лишь вещество, которое перед Богом ничто. Одна-единственная душа человеческая, согласно Евангелию, значит больше, чем все богатства мира.
Почему немцы раз за разом вылетали на задание, но так и не смогли попасть в Пюхтицкий монастырь, где позднее подвязался наш будущий Патриарх Алексий Второй? Хотели попасть, но не могли, как ни старались это сделать. Почему? А никто не знает ответа. Ясно лишь то, что умом это постичь нельзя. То есть произошло чудо Божие. Так же и в грядущие скорбные дни Бог чудесным образом поможет, подскажет людям, которые искренне Ему служат.
Ошибочны и вредны представления о нашем противнике как о какой-то великой силе. Как сказал псалмопевец, это всего-навсего «прах, егоже возметает ветр от лица земли». Ибо носители зла и тьмы не имеют в себе Бога. Мы же, если будем с Богом, одолеем любого врага, и размеры его уже не будут иметь значения. Преподобный Марк Подвижник говорил так: «Если я с Богом, то нас уже большинство». Другое дело, что мы недостаточно открыты Богу, мешаем Ему свободно действовать в наших душах. Бог не до конца вернулся в русскую жизнь, и не по Своей вине.
Возвращаясь к вашему вопросу: укрепрайоны в книге находятся под прямой Божьей защитой и покровом. Для современного «цивилизованного» уха это звучит, возможно, немножко странно, но в незримой брани, идущей параллельно нашим земным перипетиям, у Бога нет врагов, а у демонов — союзников. У демонов есть только марионетки среди людей. Этих марионеток они ненавидят и «ищут погубить» точно так же, как и всех прочих «че-ловеков». Поэтому надо делать одно: очищать свою душу и призывать в неё Бога. А врага предоставим самому себе: он и без нашей помощи начнёт сам себя пожирать, лишь бы мы были сильны Богом.
Да, Россия в вещественном, рационально-материальном измерении потерпела поражение. И я считаю, что дискуссию по этому вопросу пора закрыть. Но в духовном плане война только начинается. И этот духовный план будет решающим. В сущности, об этом вся книжка.
- Похоже, что вы неплохо осведомлены, Александр Иванович. Начали заранее строить аграрные поселения, которые по большому счёту станут востребованными только через десять лет...
- Наши общины лишь в какой-то степени прообразы будущих православных укрепрайонов. На самом деле ни у кого из нас и в помине нет апокалиптического настроения. Никакой паники. Ну что ж, пусть пока наши «ростки» существуют как экологические деревни. В них мы заложим троекратный запас прочности, чтобы в случае чего они смогли принять наплыв людей.
Очень важно, чтобы аграрные поселения были именно православными, потому что мы знаем много сектантских поселений такого рода. И знаем, чем это чревато...
— Действительно, появилось много аграрных поселений, где насаждается язычество. Туда охотно едут молодые люди, которые словно спят и не видят, что только православие может их спасти. Почему они так слепы?
— Вера православная возрастает только под давлением. Если у человека всё хорошо, и в стране всё хорошо, то вера убывает. А если мощные и, казалось бы, непреодолимые скорби действуют, то она прибывает. Вообще Церковь расцветает в периоды гонений. А в периоды благополучия (как и сейчас) она начинает хиреть и убывать. Это компенсируется тем, что миряне начинают просыпаться.
- Просыпаются очень немногие. Огромное большинство продолжает спать, убаюканное оболванивающими СМИ, которые выполняют политический заказ.
- Свою лень, отсутствие пассионарности мы оправдываем помехами со стороны властей. А напрасно. Мы сами бездействуем и этим вызываем соответствующее поведение «верхов». Если бы Путин увидел в верующих профессионалах опору своей власти, что они его не предадут, не вонзят ему нож в спину, станут для него твердынью, он вёл бы себя иначе... Но пока президент не видит нас. Может быть, потому что мы слабы.
- Но Александр Иванович, вы однажды сказали, что хотите перетащить в аграрные поселения городскую инфраструктуру. Мол, горожане привыкли жить со всеми удобствами — им и на селе надо предоставить всё необходимое. Следовательно, вы переместите туда и компьютеры с Интернетом, а вместе с ними и весь разврат, который насаждают «ящики». Городские мальчишки днём и ночью играют в «стрелялки» или развлекаются порнографией, а девчонки сидят в «Вконтакте» в компании «готов», «эмо» и прочих сатанистов. Вы не боитесь, что поселенцы начнут предаваться тем же порокам, что и горожане, потому что жизнь со всеми удобствами даёт много свободного времени, которое заполняется суррогатами? Какой смысл перебираться в усадьбу, если дети станут так же развращаться и деградировать, то есть аграрные поселения будут обречены на вымирание?
- Проблема, конечно, очень реальная и страшная, спору нет. К сожалению, мегаполис сейчас максимально генерирует свою способность ожесточать и стравливать между собой людей, накапливать зло в различных формах, как пороховая бочка. Незримое духовное поле этой злобы и отчуждения (человек в нём чувствует себя бесконечно одиноким и беззащитным) достигло поистине апокалиптических значений.
Я отнюдь не прохожу мимо того факта, что в Москве действует огромное количество храмов, вокруг них формируются канклавы и очаги совсем иной, здоровой жизни, есть место святости. Но, если брать в целом, конечно, приходится признать: в современной «цивилизации» доминируют совсем другие начала — тёмные. К тому же город, любой город, даже небольшой провинциальный, — это всегда средоточие противоестественных рисков, угроз, вспышек острых конфликтов, технологических катастроф и т.п.
Поэтому, подводя черту, я бы сказал, что сам выход из города в любом виде — это уже положительное явление. Первые волны переселенцев будут долго очищаться оттого, что на них налипло в городах. Старшему поколению будет труднее и легче. Труднее, поскольку оно отвыкло от земли. Легче, ибо в нём жив советский духовно-нравственный стержень, а возрастные ограничения не позволили ему так сильно «приобщиться» к современным лукавым и искусительным изобретениям дьявола. Мы просто не успели «зависнуть» в Интернете... по крайней мере многие из нас. Мы имеем здесь некий иммунитет. Что же касается молодого поколения,то природа, конечно, очистит и его со временем.
- Почему, каким образом?
- Да просто некогда будет бездельничать и развлекаться. Надо трудиться в поте лица: дрова заготавливать на зиму, сено косить для скота, работать в огороде и в поле. Труды, пот быстро вычищают дурь из головы.
Есть, наконец, и третий момент. А кто, собственно, сказал, что нынешнее «благополучие» будет долго сохраняться? Ситуация может резко и драматично измениться в худшую сторону. Легко! Мы же видим, мы чувствуем, как трясёт в мире? У России благодаря реформам либералов слишком слабая и зависимая экономика, чтобы можно было долго уповать на стабильность. Завтра рухнут цены на нефть, и что тогда?
Что касается самих поселений, то, если в них нам удастся создать человеческие отношения и условия жизни, надо это делать. Зачем делать хуже, если есть возможность сделать лучше? Пока есть.
К тому же, как я уже не раз говорил, мы не решим проблемы в общегосударственном масштабе. Мы лишь создаём маленькие очаги, модели будущего. Государство может: а) взять их за основу и масштабировать, чтобы избежать хаоса; б) ничего не делать и... получить хаос.
Найденное поколение
— Кто будет тиражировать ростки нового, если молодёжь сидит у «ящиков» всё свободное время и живёт для собственного удовольствия, к чему её и приучают СМО (средства массового оболванивания)?
— Что касается молодёжи, то я стараюсь видеть не только её недостатки, но и её достоинства. На фоне, естественно, и нашей вины, вины старшего поколения. Недавно вернулся из Сургута. Там прошёл большой форум, посвящённый сохранению семьи и семейных ценностей. В городе много техникумов, великолепно оснащённых университетов. Сургут — нефтяная столица России. Они меня просто поразили своими залами, аудиториями, библиотеками, суперсовременным оборудованием. Ещё Достоевский писал: «Россия провинцией спасена будет». И я видел в сургутских ребятах, в их лицах, в их глазах неподдельный интерес к вопросу о возрождении утраченных ценностей. Это никакое не отупение, никакая не компьютерная шизофрения — это что-то другое, сокровенное, высокое. В этих глазах наша надежда!
Да, Запад попытался привить России свою культуру. Хотя, с позиции русской философской и богословской мысли, на Западе давно уже нет никакой культуры. Так вот эту-то повреждённую, изуродованную, но некогда действительно величественную западную культуру, а ныне то, что от неё осталось, нам и попытались имплантировать, насильственно вживить в генетическое святорусское сознание. Мы понесли страшные потери в образовании, воспитании, культуре, науке, в моральном климате. Потери в народонаселении. Некоторые серьёзные учёные считают, что за годы «либерального реванша» Россия совокупно пострадала сильнее, чем в результате Второй мировой войны. Только официально у нас делается миллион абортов в год — миллион людей убивается в России. А неофициально — три миллиона. Извините, Бога ради, это что такое?! Это называется только одним ловом — истребление нации. Идёт война на уничтожение, нас целенаправленно стирают с лица земли.
Наша молодёжь генетически талантлива. Её родовые корни тянутся из не досягаемых никаким «реформаторам» глубин Святой Руси. Корни эти мощные, берущие начало от Крещения Руси.
В экстремальные, поворотные моменты истории, в том числе и такие, как сейчас, когда нация оказывается перед разверзшейся бездной, в людях русских начинают пробуждаться некий могучий протест и дерзновение. Человек, во-первых, просто не хочет умирать. Во-вторых, русскому человеку помогают его природное чутьё, смекалка, неприхотливость, тонкость восприятия. В-третьих, срабатывает важная особенность нашего сознания, отличная от западного: оно никогда не развёрнуто в сторону земли. У нас космогоническое миропонимание, нам неинтересны корнеплоды, нам подавай высшие идеалы, высшие цели, высшие перспективы.
Вот и ныне русская молодёжь, испробовав генетически чуждых ей западных «ценностей», начинает отвергать их. Не все и не сразу, но поворот налицо. Лучшие представители молодёжи говорят нам: «Дайте другое, что душам нашим потребно». И мы должны, мы просто обязаны представить им это.
Что именно? С сургутским студенчеством, например, мы живо обсуждали... христианскую антропологию! От кого произошёл человек — от обезьяны или от Адама первородного? Почему мы постоянно испытываем неутолимую жажду познания, что это такое? Жажда познания — это реализация нами того, что мы потеряли, когда Господь облёк согрешивших прародителей в «кожаные ризы». Мы потеряли способность пронзать взором пространство Вселенной, свободно проникать в глубины вещества, постигать духовную сущность явлений и процессов.
Адам первородный, имея от Бога царское достоинство, давал имена животным, птицам и растениям, то есть он видел их сущность. И теперь с помощью телескопов, микроскопов и прочих «скопов» мы, его дальние потомки, пытаемся компенсировать то, что когда-то имели без всяких специальных «костылей», имели, но потеряли.
Я говорил своим юным собеседникам в Сургуте примерно следующее: если мы движемся сквозь века от Адама, с его высоты, то мы скользим вниз, деградируем. А если от обезьяны — то вверх, совершенствуемся. Любой человек, даже бомж, может гордиться, сравнивая себя с приматом: «Конечно, я лучше. Я умею говорить, думать, я одет...».
Точка отсчёта очень важна для молодых. Им надо понять и признать факт деградации. Сравните, предлагал я им, ваши «твиты» и «эсэмэски» с письмами ваших сверстников образца семидесятых годов прошлого столетия. Архимандрит Тихон Шевкунов, который преподаёт в Литературном институте, был поражён невежеством нынешних студентов. Троечник-школьник семидесятых — корифей на фоне второкурсников Литинститута с точки зрения знания русского языка и литературы.
Чтобы уничтожить народ, надо уничтожить его культуру и язык. Тогда автоматически и личность начинает разрушаться, соответственно её способность строить, творить, защищать, осваивать, двигаться вперёд. Всё разрушается. И самый главный объект нападения на Россию сегодня — это не Министерство обороны, а Министерство образования, от которого напрямую зависит русское будущее. А там как ни в чём не бывало восседает «непотопляемый Ливанов»!
Гнать надо в шею этих Ливановых с Фурсенками! Необходимо возродить нашу великолепную классическую школу Ушинского и Ухтомского. Ничего не нужно придумывать — просто взять старые учебники, немного переработать, осовременить, сохранив всё ценное, что там есть, и вернуть в оборот. Классическое дореволюционное образование надо дополнить лучшими достижениями советской школы.
Чего не хватает для полного совершенства? Знания основ православной веры (а не просто «православной культуры»). Понимаю под верой не церковную обрядовую ритуальность, а глубокое знание себя, психофизического устройства человека, его небесного, божественного происхождения, его двуипостасности, тонкого искусства «хранения души». Что такое незримая брань? Как устроены миры? Какие ресурсы, способности, таланты, энергии содержит в себе наша душа; они запакованы в каждом из нас — надо научиться их распаковывать. Как соотносится человеческая воля с волей Божественной и как успешно вести незримую брань с «духами злобы»? Брань, по словам апостола Павла, «не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной»? Не человек с человеком борется в этом мире, а человек с демоном. У человека только один враг в подлунном мире — он сам, вернее, его страсти, инспирируемые бесами, которые с радостью стравливают людей между собой.
Эти и многие другие вопросы поднимались в Сургуте. И я убедился лишний раз — тут и доказывать нечего! — что сейчас в России нужны учебные заведения совершенно нового, неизвестного доселе типа, которые смогут воспитывать человека с высоким уровнем интеллектуального, профессионального знания и одновременно с высоким потенциалом духовно-нравственного роста. Такого стандарта в образовании сейчас нет нигде в мире. Нам он нужен, как воздух. Это единственное наше спасение!
- Ну почему же? В Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) восстановили храм, который там был до революции, и преподают теологию.
- Это пока делается периферийно, отрывочно, чаще всего полуподпольно и факультативно. Я же говорю о государственной программе. Она важнее обороны. Ибо мы можем построить какие угодно авианосцы, но, если на них будут служить педерасты, духовно рахитичные существа, противные Богу, кого они победят или на худой конец устрашат? Правильно, никого. Тогда авианосцы окажутся просто безобидными железяками. Основа всякой армии — человек. Воин, здоровый, как сказал Путин на валдайской встрече, «здоровый физически и духовно».
Хочется задать вопрос нашим руководителям: что вы понимаете под словом «духовность»? Дьявол ведь тоже дух, и демоны духи.
— Видно, что они предпочитают под этим понимать нечто рациональное: книги, театры, кино, эстрада. Это для них духовность.
- Тогда плохо дело. Тогда ошибки неизбежны. Духовность— понятие религиозное. Сейчас этот вопрос становится решающим, от него зависит спасение молодёжи. Мы два поколения уже практически потеряли за четверть века.
- Достаточно и одного, чтобы страну лишить будущего.
- Да, но у нашей молодёжи, как выяснилось, есть колоссальный врождённый иммунитет, духовная сопротивляемость растлению извне. Конечно, она сильно пострадала и продолжает страдать от «наших раш», «домов-2», «битв экстрасенсов» и прочей нечисти, наводнившей, не без ведома и согласия властей, наши эфиры и СМИ. Но всё-таки нельзя сказать, что молодёжь погибла. Скорее, она выжила.
Откуда у неё такой стойкий иммунитет? Конечно, не от политики нынешней власти в области образования и воспитания. Даже не от семьи. Потому что многие семьи разрушены и бедствуют. Простой факт: в России девяносто процентов разведённых мужчин не хотят платить алименты. Мы занимаем первое место в мире по разводам, пьянству, наркомании, суицидам и так далее. Причём в этом Россию упрекают либерасты: мол, русский народ — такой ни на что не годный. Но при этом они лукавят, упуская из вида одно маленькое такое обстоятельство: до их прихода к власти в 90-х годах прошлого столетия у нас ничего подобного не было. Наоборот, по этим же позициям мы находились «впереди планеты всей».
Мы занимали первые места по уровню образования, были самой читающей нацией в мире, были, может быть, не такими уж трезвенниками, но ведь и не было такого, как сейчас, разгула наркомании, проституции, педерастии. Страна была девственно чистой, потому-то она и привлекала к себе множество как сочувствующих, так и ненавидящих взоров. Сейчас многие пытаются изобразить Советский Союз неким жутким монстром, «империей зла». На самом же деле у СССР было огромное количество союзников, сторонников и почитателей в мире, потому что это был образ другого, справедливого общества... Кстати, сегодня одна из самых острых проблем современной молодёжи — это страх.
- Страх перед чем?
- Страх перед жизнью. С одной стороны, с помощью ЕГЭ и западных образовательных методик их воспитывают зверьками: убегай или нападай! А с другой — предлагают войти в джунгли. Но в джунглях зверьку не очень-то радостно живётся. Потому что всегда может найтись зверь покрупнее, похитрее, повлиятельнее тебя — и тогда не жди пощады. Сожрёт. Сожрёт безжалостно, и жаловаться некому. Это в традиционное русское историческое сознание вообще не укладывается, в нас заложен, скорее, общинный дух, жертвенный, сочувственный, православный: «Возлюби ближнего, как самого себя». А нам предлагают дух прерий, ковбоев: «Мне очень жаль, Билл, что твоя гнедая сломала ногу, но мой Боливар не вынесет двоих». Или так: «Прости, старик, бизнес, ничего личного!»
Вот молодым и прививается этот параноидальный страх. В советское время мы знали, что с нами будет и чего точно никогда не случится. У нас будет работа, социальная защищённость, крыша над головой, кусок хлеба, одним словом, уверенность в завтрашнем дне. Эта забота начиналась с детского сада: с детства мы жили не поодиночке, как зверьки, а в коллективах, кружках, дружинах. А попробуй-ка прогуляй школу разок-другой! Быстро найдут, поставят перед строем и сделают соответствующее внушение. Займутся по-взрослому, какого-нибудь шефа прикрепят, сделают ещё что-нибудь. Сейчас ничего этого и в помине нет. Сейчас всем на всё плевать с высокой башни индивидуализма. И молодёжь в этой ситуации, с одной стороны, ужасается, страшится, а с другой стороны — предельно ожесточается и замыкается в себе. Дальше на выбор: агрессия, наркотики, самоубийство...
- А выход какой?
- Выход только один. Этому жуткому, страшному, крайнему нигилизму, перерастающему буквально на наших глазах в не прикрытый сатанизм, мы можем (и должны) противопоставить одно-единственное оружие, которое Господь припас для нас от начала времён, — христианскую православную веру и практическую аскетику (упражнения души). Не только в вузах, но с детского сада надо доступно и комплексно преподавать детям Святых Отцов, их «науку из наук», науку о человеке и Боге. Это наука о человеческом естестве, его неограниченном потенциале как «образа и подобия Божьего», о способах борьбы с вездесущими и невидимыми духами злобы, о приобщении Божественной благодати, которая снабжает верующего человека всеми необходимыми силами и создаёт все необходимые условия для победы над злом.
О таком в безбожном Советском Союзе, к сожалению, никто и не помышлял, оттого он и пал! До поры до времени всё компенсировалось системой социальной защиты. Сейчас, когда эта защита снята, человек остался один на один с вызовами, угрозами и рисками, превосходящими его силы: беспощадная конкуренция, немыслимые темпы и нагрузки, информационные шквалы (когда он барахтается в этом мутном потоке и не может понять, что делать), всеобщее безразличие, ожесточение, отчуждённость. В такой ситуации вольно или невольно он вынужден искать уже внутри самого себя какие-то спасительные ресурсы и силы.
На кого или на что рассчитывать? На тело? Но оно, во-первых, уже и без того скрипит на пределе своих возможностей. Во-вторых, оно убывает: тело тленное, и с возрастом оно дряхлеет. Где же тогда искать дополнительные ресурсы? В душе!
У сургутских ребятишек ушки на макушке: так, какие такие у нас ресурсы? И мы начинаем с ними детально разбираться. Оказывается, ресурсы у каждого есть, и немалые. Оказывается, современный «цивилизованный» человек использует свой природный внутренний потенциал, дай Бог, процентов на пять-десять. И ничего об этом не знает, ничего не предпринимает, чтобы его использовать. Как тот нищий, что сидит на сундуке с золотом и клянчит гроши. Ему говорят: ну оторви свой зад от сундука, загляни, что там. Нет, я лучше буду на нём сидеть и клянчить.
У нас получается то же самое. Вы спросите, о каких ресурсах идёт речь? Пожалуйста: возьмём, к примеру, страхи. Они есть у каждого. Их десятки и сотни на всякий день. Так вот девять десятых этих «мучителей», отравляющих нашу жизнь, — нами же придуманные ментальные фантомы, именуемые в православии прилогами и помыслами. Но, поверьте, вы не сможете от них избавиться, если не освоите аскетику и молитвой не призовёте на помощь Творца тел и душ наших — Господа Бога. А иллюзии? Эти миражи постоянно сбивают нас с пути, заставляют ошибаться, впустую тратить жизненные силы. А страсти, сжигающие наше нутро, и отношения с себе подобными? Вся наша жизнь без должного внимания к себе протекает впустую и напоминает бег белки в колесе. Разве не так?! А ложные цели, добиваясь которых мы уподобляемся котёнку, который изо всех сил гоняется за бумажкой на ниточке. Он, конечно, увлечён и тратит много энергии на ловлю воображаемой «мышки», и всё же...
- Ложные цели — это когда много денег, крутая тачка, отдых на Канарах?
- Да, молодой человек стремится стать зверем посильнее. Но это иллюзия.
- А чтобы принять правильное решение, надо посоветоваться с Богом?
- Надо знать, что нельзя тратить драгоценное жизненное время и энергию на пустые занятия, которые ни к чему хорошему не приведут. Мы даже проводили такие тренинги. Что такое ссора? Рисовали графики, показывали, как это всё устроено между людьми. Почему ссора никогда не заканчивается для участников со знаком плюс. Она заканчивается либо со знаком минус, либо с отрицательно-нулевым результатом. Это когда люди просто обмениваются между собой энергией разрушения, не нарушая общий её баланс.
А сколько сил мы тратим на ложные мысли, чувства, отношения, затеи! Может быть, в действительности не остаётся и десяти процентов полезного КПД!
Чтобы наладить, гармонизировать самого себя, разумному человеку нужно прежде всего гармонизировать свою душу, а не тело.
- Но молодые люди порой даже и не подозревают о существовании души. Как же им её гармонизировать?
- От них сегодня специально, я уверен, намеренно утаивают знания о душе. Это подлая тактика, подлая политика! Намеренно утаиваются, по сути, замалчиваются творения Святых Отцов, которые сейчас, пожалуйста, можно найти в любой книжной лавке. Намеренно скрывается от людей эта спасительная правда. Она не допускается в учебные заведения всех уровней, как и люди, священники и миряне, способные её донести, преподать, объяснить, растолковать.
Увы, к сожалению, и Церковь наша, она вся как бы углубилась в храм, замкнулась в нём. У неё, может, нет пока и сил, и возможности выйти в мир, прийти к этим молодым ребятам, которые жаждут Истины, но не могут её обрести. Это не вина их, а беда! Потому что, с одной стороны, стеной стоит нынешняя либеральная политика в сфере образования и воспитания. С другой стороны, пока слаб и недостаточно решителен (видно, не допекло ещё) сам православный народ, народ Божий.
Впрочем, не стоит унывать. Всему своё время. Зато мы знаем: здесь колоссальный потенциал, которого и в помине нет у врага. Здесь непаханое поле, ожидающее плуга. С этой стороны мы можем, мы уже в силах пробить стену и дать России новых Суворовых, Ушаковых, Александров Невских, Димитриев Донских, Пересветов, Ослябей, Ломоносовых, Менделеевых, Горчаковых, Гончаровых и так далее. Только отсюда можно победить национальный кризис и позор.
Возвращение к образу служения
- Почему, за что нас так опозорили?
- Раньше, лет этак двести-триста назад, когда в жизни людей происходили драматические события: войны, эпидемии, глады, моры... что угодно, — это воспринималось как некое попущенное Богом (а Он не каратель) назидание, которое должно было вернуть людей в состояние трезвения и объяснить им, как надобно жить, чтобы такого больше не случалось. Все проблемы внешнего мира неслучайны, их корни скрыты внутри человека, в его «тайных делах» и намерениях. Человек буквально со-творяет тот мир, которому сам же в итоге и ужасается. Только чаще всего он предпочитает отказываться от «авторства».
Поэтому старец Паисий Святогорец, например, говорил, что в мире накопилось слишком много пыли и грязи — должно сильно подуть. Мы живём и накапливаем «грязь» сначала в своих душах, а потом и в делах. Когда количество её доходит до крайних значений, угрожающих самому человеческому роду, начинает «сильно дуть» — и ветер попущенных свыше скорбей «сдувает» эту грязь. Об этом как раз упоминает псалмопевец Давид, сравнивая нечестивых с «прахом, егоже возметает ветр от лица земли». Все наши так называемые технологические прорывы и достижения, всё сопрягаемое с ними благополучие — это фикция, иллюзия, мираж, и каждый из нас при желании может легко в этом удостовериться: удобств вроде бы становится больше, а радости всё меньше. Всё меньше вокруг чистоты, покоя, любви, уважения друг к другу, справедливости, красоты.
Накануне Великой Отечественной войны люди готовились к отпуску, праздновали окончание школы, собирали снасти на рыбалку — и вдруг на тебе, шарахнуло. Никто и не чаял. Сегодня у меня сильное ощущение, что и мы где-то очень близко к такому же переломному рубежу. Это ещё не апокалипсис, но тоже «суд Божий».
Кстати, многие экономисты считают, что, если бы мировая конъюнктура в ближайшие годы была не столь благоприятной для России, это для неё было бы даже лучше. Приток нефтедолларов сократился бы, власть оказалась бы перед целым рядом очень жёстких вызовов и реалий. Ей было бы легче слушать и слышать тех, кто давным-давно ощущает приближение «времени Суда». Тех, кто сознаёт, что у нас реально слабая, однобокая и зависимая экономика. Что коррупция разъела всё государство, и оно находится в крайне расстроенном состоянии. Нефтедолларовыми «дармовыми» потоками эта правда заливается, и кажется, что всё хорошо. А когда поток оскудеет, гнойники обнажатся и язвы откроются. Тогда власть увидит воочию, что происходит, но не через призму лживой статистики, продажных массмедиа и услужливых спичрайтеров, а реально, как оно есть на самом деле. Хочется ей того или не хочется, однажды она останется один на один с результатами своей деятельности и сможет реально, быть может, впервые трезво взглянуть на самое себя. И это «ошеломление» станет не только моментом истины, но и началом оздоровления и исправления. Преподобный Пётр Дамаскин говорил: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».
Ещё надо иметь в виду, что т.н. технологические достижения — штука искусственная, а потому очень уязвимая. В городе вода из крана течёт, лифт работает, метро ходит, но достаточно чуть-чуть задуматься, на чём держится эта «стабильность», мы сразу с дрожью почувствуем, как она непрочна, как уязвима, какое количество рисков ежесекундно угрожает ей. А вдруг где-то в центре мегаполиса вода из кранов перестанет течь, батареи остынут, перестанет функционировать канализация (уже были в Москве такие случаи), не завезут продовольствие (а это более ста эшелонов в день)... Тут же возникнет паника, начнётся хаос, преступления...
Мы понимаем с вами, что всё это реальность, но реальность потенциальная, отстоящая от нас во времени, в будущем, которое нам неизвестно. Ясно одно: Бог шельму метит. Неправедная и нескладно, не по правде Божьей устроенная цивилизация рано или поздно не устоит, начнёт трещать по швам. В самом деле, сколько ещё можно эксплуатировать советскую инфраструктуру: социальную, инженерную, технологическую, промышленную и прочую? Но, хотя в ней и был когда-то заложен трёх-, четырёх- и даже пятикратный запас прочности, она небеспредельна. Она устаревает морально и, что самое главное, физически. А вместо того чтобы её приводить в порядок, модернизировать, деньги, выделяемые на эти цели, бессовестно «пилятся» и вывозятся за рубеж. Даже Д. Медведев признаёт, что триллион рублей в год обналичивается и «вчёрную» вывозится из страны.
Власть, к сожалению, деградирует. Согласно законам Паркинсона, всякая бюрократическая институция обречена на деградацию. Каждый начальник подбирает себе подчинённых хуже и слабее себя: чтобы не подсидели. И одновременно власть безостановочно размножается: она становится всё более многочисленной, требует себе всё больше благ и при этом ничего не производит.
Если сложить воедино все перечисленные факторы, мы получаем очень высокий уровень рисков. И когда председатель «Изборского клуба» Александр Андреевич Проханов, с позиций патриота-имперца, с каждым годом замечает на карте России всё больше и больше «красных флажков» — символов техногенных, экологических, климатических и прочих катастроф, рукотворных и нерукотворных, это и есть прямое указание, с одной стороны, на истощение и измождение советской инфраструктуры, а с другой — на беспомощность и бездействие в этой сфере нынешнего либерального режима.
— Если посмотреть с правого, либерального фланга, там тоже хватает алармизма. Академик Рыжов и прочие либералы тоже голосят о системном кризисе «ручного управления Путина». Критикуют его справа, периодически выходят на Болотную площадь, пытаются завязать новую Февральскую революцию.
- Они говорят, что им велено западными хозяевами.
- Понятно, что идёт подкормка с Запада. Но о чём это свидетельствует? Это всё равно некий сигнал бедствия.
Момент истины настанет тогда, когда, к сожалению, эта нарастающая и нависающая над страной лавина двинется с места. Тогда у власти останется всего два пути. Первый — предпринять некие авральные шаги по мобилизации и «самооздоровлению» в рамках «державно-патриотической альтернативы»: чтобы заработали социальные лифты, начала поступать вверх свежая кровь (как, например, во времена опричнины или «Чёрной сотни»), произошла решительная чистка и ротация кадров.
Второй путь — хаос, мятеж, революция, которую России пережить будет очень трудно: слишком ослаблена и больна.
Если власть придёт в разум истины, то она призовёт всех людей совести, чести, долга, и прежде всего православных людей, вооружённых высшей и наиболее эффективной против нигилизма святоотеческой духовностью. России нужен государственник нового типа, какого не было даже до революции. Были единицы, но как правящего класса не существовало. Православный чиновник (если он по-настоящему верует во Христа и исполняет заповеди Его) отличается тем, что не может воровать. Он лучше голову положит на плаху или руку даст на отсечение, как Господь рекомендует: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя». Или вырви глаз, если он тебя соблазняет. Это высший уровень духовно-нравственной зрелости человека, когда он ещё, будучи здесь, на земле понимает, что внутреннее тело (душа) гораздо важнее внешнего, потому что внешнее умрёт и уйдёт в прах земной, откуда и пришло. А внутреннее тело продолжает жить, и ему стоять перед Господом. Как апостол Павел сказал: «Каждому человеку положено однажды умереть, а потом суд».
Вот почему мы, «Переправа», «Изборский клуб», другие патриотические силы взываем к власти: «Власть, одумайся, пока не поздно, пока ещё есть некоторый запас прочности, времени, сил и тех же денег, пока ещё обстановка остаётся более или менее управляемой и устойчивой». Надо снять с глаз розовые очки и срочно принимать меры для спасения.
Михаил Дмитрук
окончание следует
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.