О мытарствах говорят разное. Неверующие и грешные – смеются и все отрицают. Грешные и верующие, в свою очередь, делятся на две части. Одна, побольше, склонна считать их скорее церковной педагогикой, чем строгой реальностью. Другая, поменьше, относится к этому явлению как к сущей реальности и воспринимает ее со всей серьезностью.
Конечно, время наложила определенный отпечаток на изображение мытарств. Часть их осталась сокрытой, часть претерпела образную трансформацию. Сыграла роль здесь и фантазия отдельных христианских апологетов, которые из желания вразумить нераскаянных грешников живописали страдания грешных душ так же горячо и эмоционально, как это сделал когда-то Данте Алигьери в своей знаменитой трилогии. Однако никакой человеческий инструментарий из образов и уподоблений не в состоянии раскрыть до конца существо мытарств.
Мытарства – это предваряющие ад мучения души. На стадии мытарств она, душа, испытывается демонами и уловляется ими по сродству тем или иным грехам. Как? А вот как. Возьмем самые известные грехи: пьянство, блуд, наркомания. Творя эти грехи, человек получает удовольствие и наслаждение – потому их и творит. Но за преступление заповедей Божиих он платит дорогую цену. Теряется здоровье, жизнь подвергается смертельному риску, меркнет разум. Человек весь оказывается во власти греха. По смерти он также остается порабощенным своей страстью. И душа его, проходя мытарство пьянства, как к магниту, направляется к источнику своей зависимости. Каждый, как говорится, получает по вере своей. Ты верил в Бахуса? Вот, он ждет тебя, твой проспиртованный демон, иди к нему. Естественно, что ни вина, ни водки ты у него уже не получишь. Демоны покорны дьяволу, отцу лжи и всю твою земную жизнь врали тебе, внушали алкогольную ложь, иллюзию того, что «истина – в вине» Поэтому вместо удовольствия душа пьяницы будет вечно гореть в огне своей страсти без всякой надежды на ее удовлетворение. То же и блуд, и наркотики, и ненависть, и властолюбие. Расплата за них - всепопаляющий огонь ада, его изнурительное и безжалостное пламя.
Мытарства – прелюдия вечных мук. Вечность же в преисподней – таинственное и страшное состояние, в котором отсутствует время. Там нет ни долготы, ни краткости, ни начала, ни конца. Есть ли оттуда выход для скорбящей и сжигаемой души? По частному мнению некоторых Святых Отцов Православия, выход для душ оттуда все-таки возможен. Но как и при каких условиях, нам неведомо. Знаем из Предания Церкви лишь одно: невыразимо тяжко душе и одно мгновение, проведенное в адском огне.
Пожелаем же друг другу одного: не грешить и тем самым благополучно миновать в свое время печальные тенета мытарств.
Протоиерей Михаил Ходанов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.