Александр Нотин
Буря в стакане воды
Острые дискуссии вызывает в российском обществе законопроект об оскорблении чувств верующих, принятый Госдумой в третьем чтении, аккурат накануне Дня России. И что-то не похоже, чтобы эта острота скоро пошла на спад. Скорее уж наоборот.
Как водится, первые зарницы будущей грозы полыхнули прямо в стенах Думы.
Коммунисты не на шутку обиделись, что в законе не защищается «право не исповедовать никакой религии» -читай: право атеиста быть самим собой. «Если мы будем и дальше сводить понятие «свобода совести» только к религиозным чувствам, - с серьёзным видом знатока заявил один из депутатов от КПРФ, - то можем опуститься до средневековья со всеми вытекающими из этого последствиями». Ну что на это сказать? Люди вроде бы взрослые, а ведут себя иной раз как дети! При чем тут средневековье, товарищи? Вы ведь, конечно, имеете здесь в виду костры инквизиции, не так ли? Но в России, да будет вам известно, исповедуют православие, то есть религию любви, а не католицизм. У нас не было ни одной религиозной войны. Это раз. И два - с чего вдруг такая забота об атеистах? Церковь на них никогда не нападала и нападать не думает. Нет таких фактов! А вот фактов «наездов» воинствующих атеистов на Церковь, согласитесь, сколько угодно, и чем дальше, тем больше. Неувя-зочка какая-то получается!
Кстати, коль скоро уж зашла речь об атеизме, то многие серьёзные богословы выступают за то, чтобы признать его одной из религий. Хотя бы на том основании, что атеизм добрыми тремя четвертями своих постулатов зиждется на слепой и линейной вере. Если же так и случится, если атеизм наконец займёт своё законное место в справочнике «Религии мира», тогда вообще коммунистам беспокоиться будет не о чем: новый закон надёжно защитит их право верить в небытие Бога, несотворенность мира и происхождение homo sapience от обезьянки.
Сомневаются в законе и «справедливороссы», но... сомневаются как-то более взвешенно, основательно, академично. Чувства верующих, по их мнению, это больше предмет нравственности, нежели уголовного и административного преследования... и защищать эти чувства нужно нравственными и моральными средствами, силой общественного убеждения, а не уголовными репрессиями.
Тут я бы, скорее, согласился. Но с оговорками. Читателям же пока напомню, что принятая Думой, но не утверждённая ещё Советом Федерации и Президентом новая статья УК предполагает за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказание до трёх лет лишения свободы. Возможен и штраф до 500 тысяч рублей, а также обязательные и исправительные работы. За незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведение религиозных обрядов и церемоний закон предлагает штрафовать до 300 тысяч рублей, но не исключает и ареста на срок до трёх месяцев. На год можно лишиться свободы, если препятствия богослужениям и обрядам чинились с использованием служебного положения. Штрафы до двухсот тысяч рублей полагаются за порчу религиозного имущества и предметов почитания.
Меры, прямо скажем, нешуточные, хотя и депутатов можно понять. Общество наше насквозь больное, градус агрессии в нём растёт не по дням, а по часам. Страсти возбуждают конфликты, конфликты проникают во все сферы, все поры российского общества, не обходя, разумеется, и храмов. Безумие толкает параноиков и шизофреников на панк-молебны у алтарей, крестоповалы, осквернение могил и икон, убийства священников. Эту пандемию насилия и кощунства как-то надо останавливать, иначе рано или поздно может дойти и до людоедства. На этот счёт Евангелие не допускает двойных толкований: «...не напрасно начальствующий носит свой меч». Впрочем, и значения земной власти власть небесная не переоценивает: законы, тюрьмы и суды призваны не создавать рай на земле, а удерживать общество от сползания в ад.
Мы, верующие, отчётливо сознаём - может быть, даже более отчётливо, чем криминалисты и депутаты, - что ни законы, ни сроки, ни штрафы не решат затронутую в законе проблему как таковую. Тут я бы выделил два обстоятельства. Во-первых, дело не в строгости закона и даже не в «неотвратимости наказания» - последняя мне вообще представляется какой-то химерой, придуманной политиками, чтобы дурить людей. Дело в неумолимом и всё более опасном одичании человека и общества, лишённых единственного смысла и цели существования - Бога. Именно эту мысль, похоже, пытаются сформулировать справедливороссы, только, будучи атеистами, не могут. Не в состоянии они постичь всю глубину, сложность и драматизм ситуации. Нет, господа хорошие, добренькой буржуазной моралью вам воинствующего нигилизма не одолеть: слабовато оружие! Нигилизм давно уже посягнул на саму природу человека. Он превращает богоподобного, пусть и падшего, «царя природы» в унылое и безликое «оно», подсаживает его на натуральный и цифровой героин, лишает первейшего, Богом дарованного достоинства - свободы выбора. Возведённый в ранг мировой политики и представляющий собой высшее «достижение» незримого врага рода человеческого и его земнородных адептов, нигилизм почти не восприимчив к традиционным нравственным запретам. Если что и сможет его превозмочь, так это высшее же духовное делание, воплощённое в христианской аскетике и доведённое Церковью до совершенства за две тысячи лет трудов и борьбы с наступающим нигилизмом.
Закон, одобренный Госдумой, полезен. Но не он спасёт Церковь, а значит, и Россию. Россию спасет только верующий профессионал - не путать с профессиональным верующим! Россию спасёт человек Божий - аскет, подвижник, живущий и работающий в миру. И время таких людей приходит. Оно уже пришло. Вопреки всем лихим ветрам воинов Христовых у нас становится всё больше и больше. Именно они, и только они, вооружённые святоотеческим опытом, поднимут поверженную страну с колен, разгонят тьму коррупции и измены, вернут народу веру в совесть, честь и справедливость, повергнут всех врагов, какими бы могущественными они ни казались.
Во-вторых, стоит ли так уж превозносить значение какого-то формального закона? Неужели у кого-то из интеллигентных и здравомыслящих людей ещё сохраняется инфантильная вера в то, что на земле возможно создать совершенный закон, который бы удовлетворил всех и вся. Земные законы: а) временны и условны и уже потому не прочны; б) легко извращаются и обходятся лукавой человеческой волей. Следовательно, и данный закон, если он даже и будет принят, едва ли сможет серьёзно повлиять на судьбы нашей Церкви. В любом случае будущего мы не знаем, и только время откроет, чего от этого закона будет больше - пользы или вреда. При общем расстройстве нашей общественной морали, а также очевидном несовершенстве судов и всей вообще правоохранительной системы один Бог знает, к чему приведёт очередная и, увы, довольно неуклюжая попытка защитить неземное земным, бесконечное конечным и здоровое больным.
Итак, оставим в покое этот ребус истории, как не имеющий в себе ни глубокого смысла, ни конкретного и надёжного решения. За теми же скобками оставим и юридическую неопределенность многих понятий, включенных в него: «верующие», «чувства», «религиозные»; они могут привести как к успокоению страстей, так и к их столкновению и обострению.
Церковь наша крепка не государственными законами, а верой и защитой Христовой, благодаря которым «врата ада не одолеют ее» до конца времён. Любой закон обойдёт человек, кроме законов Бога и совести своей, вкоренённых в его душу. Но это справедливо только по отношению к людям, сознающим неотвратимость справедливого посмертного воздаяния «по делам». Тех же, для кого вечности и Бога не существует, ничего уже не остановит, таким, по словам Ф.М. Достоевского, «всё возможно».
Олег Сенин
Животворящая мир Святая Троица
Преподобные Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. 1408 год
Как скоро протекли немалые своим числом пятьдесят дней от весенне-ликующей Пасхи до свежей лиственной Троицы. И, как повелось на Руси от начала, от Владимирова Крещения, каждый из великих праздников облекал свою евангельскую, событийную первооснову в обряды и обычаи, краски и запахи: в морозное белоснежье Рождества или в предосеннюю прохладу Успения. Праздники наши, отличаясь между собой убранством храмов, цветом облачений, ястием на столах, стужей либо теплынью на дворе, имеют единую чудесную способность на мгновение, на малое время приближать нас, осуетившихся, поникших душою, к радующей благостыне Божьего Царства. В эти дни недостижимо небесное будто бы преклоняется, милостиво нисходит к земному и юдольному человеческому бытию.
Когда в день перед Троицей мы приходим в храм ко всенощной, то всякий раз переживаем светлое детское изумление от зелено-изукрашенного его пространства, которое ещё вчера своей строгостью и святым величием не допускало и мысли о совместимости ликов, лампад, каменных сводов с пахучей травой изножий, с бело-зелёным струением березок, с обилием цветов и листьев. В эти минуты всякий из нас в преизбытке чувств, без всякого принуждения рассудка, явственно верит, что Животворящий Дух Святой, сошедший апостолам в те незапамятные времена в далёком от нашей земли Иерусалиме, теперь в начале каждого русского лета преизбытком даров Своих возрождает к новой жизни земное лоно и человеческие души. Теперь, как и две тысячи лет назад, Он нисходит для укрепления веры всех тех, кто числит себя среди чад Церкви, рождение которой произошло ещё тогда, в день Святой Пятидесятницы.
Святая Троица (Зырянская). Конец XIV века
Праздник Троицы как бы открывает нам глаза на обилие Божьей благодати, способной придать действенную силу Святым Дарам, полученным нами при крещении, но ослабленным нашим обычным маловерием. Однако ослабшая мышца веры способна произвести лишь рутинное, те-плохладное духовное существование, которое так и клонит нас опереться на обряд, успокоить себя внешним, показным благочестием; и тут уж не до пламенности духа и не до горения веры - лишь бы тлела да совсем не угасла некогда высеченная искра Божия.
Напротив, Дух Святой являет Себя во внезапном порыве ветра, нарастающем шуме неведомого, молниевидных огненных языках, озаряющих взволнованные лица и сияющие глаза апостолов. И вот уже не остаётся и следа от страха, от бездеятельного малодушия, ибо Дух побуждает их дерзновенно выйти на улицы и площади Иерусалима к толпам народа. Преизбыток сердца, отверзая уста апостолов, разрешается вдохновенной их проповедью, обращающей тысячи и тысячи к вере во Христа Распятого.
Сошествие Святого Духа (икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря). 18 век
Отец, Сын и Святой Дух, единые в Своей любви к падшему человеку и в желании спасения для него, в этот день открывают в новооснованной Церкви уже возможность такого спасения для великого множества исповедников, чьи сердца были возожжены пламенем первоапостольской проповеди. Потому если мы не на словах, а по сути сознаём себя исповедниками соборной и апостольской Церкви, то тогда жизнь наша - пусть смиренно-скромная, пусть лишь немногим зримая - обретает значение свидетельства Христа ради. И Дух, Который дышит, где хочет, на всяком месте: в семье, на работе, среди ближних и дальних, под сводами храма и перед лампадным мерцанием домашних икон, - придаст нашей жизни высокий смысл служения вопреки пустопорожнему, бесцельному, эгоистически самозамкнутому прозябанию.
Известно, что без Бога, оставаясь лишь самим собой, каждый из нас сживается с собственной греховной ложью и постепенно утрачивает понятие о чистоте Божией правды и о Его немеркнущей истине. Сегодня неисчислимое множество самонадеянных, на своём упорствующих одиночек торят по жизни свои кривые петлистые пути и даже чего-то достигают, чем-то удовлетворяются, но всегда при этом в глубине души сознают никчёмность обретённого, равно как и мышиную возню своих тщетных стараний. Как недостаёт этим людям Духа Истины, способного научить их всему и наставить их на всякую правду. Случись такое, и молоденькие девушки не горели бы желанием стать моделями, ребята - качками, суперменами, никто не стал бы цинично и всерьез с телеэкрана обсуждать возможность многоженства и многомужества, не было бы стыдно за лицедейство политиков и чёрный пиар выборов. Да и наша внутрицерковная жизнь приняла бы куда более благодатно-привлекательное обличие, если бы Дух Святой как Сокровище благих и жизни Податель пришёл и вселился в души наши.
Jean RESTOUT. 1732. Musée du Louvre, Paris. The Pentecost
По преданию, в стенах Сионской горницы в тот поворотный момент истории собралось около ста двадцати человек. Среди них вместе с Пресвятой Богородицей, апостолами, жёнами-мироносицами были те, которые поверили словам Спасителя, что, возносясь, Он пошлёт Духа Утешителя, Который, придя, напомнит им обо всем. Сегодня мы, православные, движимые духовной жаждой, собираемся в единодушии веры под намеленными сводами храмов. Там, ощущая незримое благодатное веяние Духа Божия, мы вспоминаем грехи наши и каемся в них, сознаём бесценность дара жизни и благодарим за него Господа. Там мы сгораем от стыда, обличаемые словами Евангелия и, прослезившись, снова поднимаем лица, просветлённые надеждой на Христово всепрощение. Не будь этого напоминания, побуждения и вразумления, мы никогда бы не узнали о своём богоданном призвании, не имели бы в жизни перста указующего и всечасной помощи свыше.
М.В.Нестеров "Троицын день" 1888
Верится, что и на этот раз праздничные колокола возвестят многим и многим неизбывную и спасительную любовь Живоначальной Троицы, вера в Которую сопровождала и животворила жизнь русского человека от времён былинных до наших дней.
Николай Сомин
Апостол братской любви
Размышляя о Крестовоздвиженском братстве, невозможно остаться равнодушным. Ассоциации могут быть разные. Первое, что возникает - это остров Утопия, вдруг приобретший реальные очертания. Но, может быть, ближе к истине сравнение с Иерусалимской общиной первохристиан, явившей нам высочайший идеал христианского общежития. Во всяком случае, это - попытка воплотить в повседневной жизни завет Христа о братской жизни в мире и любви. Но всё происходит не в Святой земле, а в Черниговской губернии конца XIX века. Причём это не однодневка, а община, существовавшая и процветавшая в течение полувека. Да и само Крестовоздвиженское трудовое братство - явление чисто православное, о чём говорит само название братства. Слишком необычно это явление, чтобы пройти мимо него и не попытаться его осмыслить.
Ещё более впечатляет образ основателя, блюстителя и души братства Николая Николаевича Неплюева - помещика, христианина, бесконечно преданного православной церкви, человека удивительного смирения, воли и веры в Бога. Господь наградил его многими талантами. Неплюев - выдающийся духовный писатель. Пять томов его сочинений поражают ясностью, высотой мысли и удивительной искренностью при яркой индивидуальности и большом литературном даре. Именно благодаря этим трудам мы имеем возможность довольно точно знать о жизни людей в братстве. Неплюев - и композитор фортепьянной и вокальной музыки, и прекрасный организатор, и великолепный педагог. Но главным его талантом была христианская любовь, столь ярко горевшая, что она придавала необоримую, всепобеждающую силу всем его деяниям. «Бог есть любовь», - множество раз повторяет Неплюев в своих сочинениях. И это не риторика и не упоминание Бога всуе. «Вера, действующая любовью» - вот тот принцип, который старался всеми силами воплотить в жизнь этот удивительный человек.
В последние годы имя Неплюева постепенно возвращается из забвения. Появилось несколько изданий его сочинений, стали проводиться конференции и семинары, посвящённые его деятельности. И тем не менее Неплюев и его братство почти неизвестны широким кругам православных христиан. Это не столько удивляет, сколько заставляет крепко задуматься. Почему же всегда нет пророка в своем отечестве?
Но всё по порядку.
Н.Н. Неплюев родился в 1851 году. Он происходил из старинного дворянского рода Неплюевых. О своих предках Неплюев писал: «Предки мои при святом Невском из Варяг вышли, испоместило их вече Новгородское, во бояры ставили цари Московские, пожёг их вотчины царь Грозный, Великий Пётр в Венецию учить послал». Отец Неплюева-тайный советник, Николай Иванович Неплюев (1825-1890) имел несколько обширных поместий, в том числе - в Черниговской губернии, где он был губернским предводителем дворянства.
Исключительная чуткость мальчика на любовь и зло проявилась очень рано. О своем детстве Неплюев вспоминал: «...там, где я не чувствовал любовь, я буквально болел от скуки, буквально замерзал от духовной стужи... Не только присутствие человека грубо-недоброжелательного, но даже присутствие человека равнодушного, холодного доставляло мне тяжёлое, иногда почти невыносимое страдание (...) Только проявления любви утешали меня, озаряли душу мою тихим светом, согревали её нежной лаской, были чем-то родным, дающим смысл бытию».
Евангелие на чистую юную душу производит исключительное впечатление. Но вместе с тем он видит и острый разлад между евангельской правдой и ложью мира сего:
«С детства поражала и пугала оторванность жизни от этой святой (христианской. - Н.С.) правды. Когда критика фактов была для меня ещё непосильна и формулировать свои мысли я ещё не мог, сердце чуяло непримиримый разлад настроения духа громадного большинства с тем духом мира и любви, который со страниц Евангелия освещал и согревал детское сердце. Чем более я жил и знакомился с жизнью, тем более я убеждался, что подавляющее большинство людей не умеет или не желает ни думать, ни чувствовать, ни жить по-христиански. Чем более я любил и понимал вечную истину правды воли Божией, тем менее я был способен мириться с тем, что было с нею несогласно в окружающей жизни (...) С каждым днём умножались для меня доказательства того, что я имею дело не с учениками Христа Спасителя, а с людьми, систематически изменяющими Ему всем складом ума и симпатий своих, всем строем жизни и устоявшихся взаимных отношений».
Жизнь Николая Неплюева сначала текла обычно, как у многих дворян. Он кончает юридический факультет Петербургского университета, становится дипломатом и получает место при русском представительстве в Мюнхене. Но очень скоро пустое и игривое времяпрепровождение светского человека вызывает в нём глубокое отвращение. И вот он, 27-летний аристократ и изысканно-светский человек, видит сон, повторившийся несколько раз: «Нахожусь в крестьянской избе в обществе крестьянских детей, беседую с ними и чувствую такую духовную отраду, какой с детства жаждала душа моя». «Для меня стало ясно, - пишет Неплюев, - что мне надо уйти из общества людей, которые во мне не нуждаются... уйти от них к тем бедным детям народа, которые нуждаются во мне во всех отношениях... я решил начать с воспитания крестьянских детей в сознательной вере в Христа Спасителя и сознательной любви к нему».
И утончённый аристократ бросает дипломатическую службу, уходит в отставку и проводит два года вольнослушателем Петровской сельскохозяйственной академии. Затем, осенью 1880 года, едет в свое родовое имение, хутор Воздвиженск в Черниговской губернии с целью основать школу для крестьян. Однако управляющий противится всем начинаниям молодого барина. Тогда Неплюев просит отца выделить ему в местечке Янполь (недалеко от Воздвиженска) дом и в феврале 1881 года основываеттам школу для крестьянских сирот. С этой школы фактически и начинается история этого удивительного братства.
Священник Николай Толстиков
Дань моде
Молодой священник отец Сергий пришёл сам не свой:
- Пригласили меня освящать «новорусский» особняк... Час уж перед обедом. В вестибюле юная дамочка встречает. В одной прозрачной «ночнушке», коротенькой, по самое «не могу». Этак спросонок щебечет: «Вы работайте, работайте! Если я вам мешаю, то на балкончике пока покурю».
Освятил особняк отец Сергий, водичкой везде в комнатах покропил, от прелестей дамочки-хозяюшки стыдливо глаза отводит.
- Понимаете хоть - зачем вам это освящение жилища? - спрашивает.
- Так модно же! - удивлённо округляются глазки с размазанной косметикой. - Чем я хуже других?! А вы получили за свою работу, так молчите!
Ольга Жукова
Вознесение Господне
Вот и прошли пасхальные дни, наступило лето - и расцвело Вознесение Господне. Праздник, без проникновения в суть которого невозможно осознать себя христианином.
С праздником, братья и сестры!
Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
* * *
Французский музыкант Гектор Берлиоз с восторгом вспоминал: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского искусства в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый».
Видно, не зря называют архитектуру музыкой, застывшей в камне! Жаль только, что слава архитектурных памятников переживает славу их создателей. Вот и имя архитектора, построившего храм Вознесения, нам неизвестно. Зато знаем мы, что возведён собор был в 1530-1532 годах.
Церковь Вознесения - своего рода памятник, ведь она была создана в честь рождения у Василия III сына-наследника - будущего Ивана Грозного. Храм был настолько необычен и чудесен, что летописец отметил особо: «Церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже того в Руси». Вот так! Да вроде бы мы с тобой, юный москвич, уже слышали что-то подобное. Проверь-ка себя, вспомни, о каком ещё храме летописец отзывался столь же восторженно? Сравни два этих храма. Посмотри, какие они разные... Храм в Коломенском буквально устремлён ввысь. И как нельзя лучше подходит ему имя - храм Вознесения. Ведь Вознесение - это один из 12 главных христианских праздников. Он установлен в память чудесного Воскресения и Вознесения Иисуса Христа в Царство Небесное, на небо...
Фото с сайта Википедия. Автор А.Savin
Нам, людям XXI века, может показаться, что похож храм Вознесения на... готовую к старту многоступенчатую ракету. Неужели древний мастер был ясновидцем и догадался, что в XX веке потомки его дерзнут отправиться к звёздам, подняться в небо на ракете? И станет первый полёт человека в космос, причём нашего соотечественника - Юрия Гагарина, ещё одним настоящим чудом света? Загадка!
А может, мастер так далеко не заглядывал и просто построил храм, похожий на... стройную высокую ель? Не зря же особенностью русской архитектуры считается умение наших мастеров возводить такие постройки, которые будто сливаются с окружающей природой, будто естественно вырастают из неё и дополняют её. А на шатре церкви, взгляни-ка, юный москвич, украшение интересное - прямо каменные гранёные бусы. Ну точно, как на новогодней ёлке! Только в тут пору ёлки на Руси ещё не украшали. Этот обычай был заведён Петром I в 1700 году. Интересно, что специалисты - историки и архитекторы - думают по поводу создания храма Вознесения? Откуда пришла мастеру в голову мысль создать такой необычный собор?
Известный историк-москвовед Иван Забелин полагал, что истоки столь редкой шатровой постройки надо искать в русской деревянной архитектуре. Оказывается, похожие церкви на Руси строили раньше, но не из камня, а из дерева. С течением времени такая постройка была признана самой красивой, потому и перешла в каменное строительство.
А ещё шатры, или, проще говоря, - палатки, ставили русские воины в поле, когда находились в длительных походах. Тут, пожалуй, нелишним будет и сказки вспомнить. Ты ведь, юный москвич, уже читал про золотого петушка и про шатёр Шемаханской царицы? А про то, как Иванушка-дурачок с Коньком-Горбунком прекрасную царевну в шатёр заманивали?
Коломенская церковь и вправду будто из книги сказок вышла. Посмотри, юный москвич, - основание храма опоясано галереями с крытыми переходами. Наши предки называли их гульбищами. Гулять по ним можно вокруг всего гигантского столпа-храма. Оконца здесь узкие, длинные. Шлемовидные кокошники, заострённые кверху, в три ряда идут - все детали подчёркивают стремление ввысь...
С тем же стремлением ввысь да вширь связано и одно странное понятие, до сих пор бытующее в нашем языке. Тебе, юный москвич, возможно, приходилось уже его слышать. «Коломенская верста» - так говорят об очень высоком, длинном человеке. Немного обидное это прозвище москвичи придумали, узрев доселе невиданные ими высокие дорожные столбы, которые царь Алексей Михайлович расставил на пути от Москвы до села Коломенского.
Тогда расстояния на Руси измерялись не километрами, а вёрстами. Давным-давно в одной версте насчитывалось тысяча саженей, но царь Алексей Михайлович велел считать в одной версте семьсот саженей и именно на таком расстоянии друг от друга выставил столбы на дороге в Коломенское. Сын Алексея Михайловича - Пётр I - решил, что правильнее считать в версте пятьсот саженей, вот и вышло, что коломенская верста на двести саженей длиннее той, что была принята Петром Великим, и стала в России использоваться повсеместно. Интересно, что старое измерение «верста» почти совпадает с привычным для нас километром (1 верста = 1,0668 км), а вот в сажени - 2,1336 метра.
Когда царь Алексей Михайлович коломенские вёрсты столбами отметил, москвичам это в диковинку показалось. Но со времён Петра I по всей России верстовые столбы стали ставить, чтобы любой путник знал, где находится, какой путь уже преодолел и сколько ему еще предстоит пройти или проехать - важное дело!
Виктор Аксючиц
Здесь русский дух! Александр Пушкин
Поэзия для Пушкина не была хобби или родом профессиональных занятий. Поэтическое творчество - это наиболее адекватная форма его жизни. В поэзии и через поэзию Пушкин был связан с Высшей Реальностью, проживал свою судьбу, переживал судьбу своего народа, культуры, мира, открывал для себя новые измерения бытия. В этом смысле Марина Цветаева говорила, что «Пушкин - поэт с историей». Валентин Непомнящий отмечал, что Пушкин входил в стихотворение одним, а выходил другим, для него поэзия - это сама жизнь, прохождение жизни в слове, это эстетика не отображения жизни, а эстетика преображения жизни. Поэтому сложнейшие и глубочайшие смыслы в творчестве Пушкина выражены удивительно ясно и прозрачно. «У Пушкина почти нет загадок. Во-первых, он слишком уважал своего "благосклонного читателя", чтобы предлагать ему ребусы. Во-вторых, Пушкин прост потому, что в последний период творчества настолько разобрался в себе и в окружающем мире, насколько это вообще доступно мирскому человеку. В-третьих, внутренняя ясность отлилась в предельно чёткие словесные и художественные формы» (Г.А. Анищенко).
Универсальность пушкинского гения непревзойдённа, и этот феномен не поддаётся эмпирическому объяснению. Его всечеловеческое творчество вобрало основные темы и проблемы европейской и мировой литературы. Пушкин, имея неповторимый творческий облик, пропустил через себя влияния многих авторов, впервые внёс в русскую литературу жанровое и видовое разнообразие европейских литератур. Будучи уникальным русским писателем, он обладал сверхъестественной способностью проникаться духом иноязычных литератур и чутко передавать их национальный колорит. «Наиболее изумительной чертой Пушкина, определившей характер века, был его универсализм, его всемирная отзывчивость» (Н.А. Бердяев).
Александр Иванович Лактионов. Вновь я посетил... (Пушкин в Тригорском). 1949. Донецкий областной художественный музей. Фрагмент
В открытости Пушкина сказалась русская духовность. Поэт называл себя «эхом русского народа». Гоголь говорил, что Пушкин есть, «может быть, единственное явление русского духа». Уже расхожим стало утверждение: «Пушкин - это наше всё». Непомнящий отмечал, что ни к одному другому литератору в мире народ не относился так, как к Пушкину. Невозможно себе представить, чтобы каждая годовщина Шекспира или Данте отмечалась всенародно, а у их памятников ежегодно появлялось множество цветов. Ни к кому не относятся столь многогранно: на одном полюсе всенародно слагаются анекдоты, на другом -видят в нём национального пророка. Пушкин - это «Россия, выраженная в слове» (В.С. Непомнящий); он олицетворяет национальное сознание и жизнеощущение. Пушкин грациозно переводил образы европейской литературы в литературу отечественную, а русскую культуру расширял до общечеловеческой. При этом разрабатывал разнообразные литературные жанры и проблемы культуры - не только поэзии и художественной литературы, но и языка, истории, театра, философии, политики.
Глеб Анищенко обратил внимание на то, что «Гоголь когда-то обозначил именно нынешний временной рубеж для начала истинного понимания Пушкина, говоря о том, что он - "русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет". Двести лет минуло». Современный литературовед Н.Н. Скатов полагает, что слова Гоголя следует понимать «не в том смысле, что через 200 лет явились сонмы русских Пушкиных или в роли некоего коллективного Пушкина предстала вся нация. Речь идёт именно о развитии самого Пушкина на протяжении этих 200 лет нашей жизни и в нашей жизни. Может быть, ещё никогда Пушнин как русский человек не представал перед нами как целый космос русской жизни в такой свободе, в такой непредвзятости, в такой возможности выбора, столь избавленным от односторонности. И в такой силе призыва к восприятию себя».
«Этот "призыв к восприятию" трудно не почувствовать сегодня при серьезном соприкосновении с произведениями поэта. Может быть, действительно мы получили сейчас шанс подойти к довольно полному пониманию пушкинского творчества. Для этого, однако, совершенно необходимо очистить своё восприятие от прежних наслоений: отказаться от идеологических и исторических стереотипов; не размениваться на рассмотрение периферийных сторон творчества, а сосредоточить внимание на главных направлениях; заставить себя воспринимать прямой смысл написанного, а не искать несуществующие (но желаемые) подтексты; читать Пушкина, а не подглядывать за его личной жизнью» (Г.А. Анищенко). В чём явилось значение Пушкина за прошедшие двести лет и в чём его провиденциальное значение для современности?
Как преподобный Серафим в Православии, так Пушкин в светской культуре, подобно духовному кристаллу, вбирает достижения прошлого, творчески их преобразуя и задавая новые измерения будущего. «Пушкин был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и его больных, чающих исцеления узлов... Единственный по глубине, ширине, силе и царственной свободе духа, он дан был нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории, чтобы сосредоточить в себе всё богатство русского духа и найти для него неумирающие слова. Он дан был нам как залог, как обетование, как благодатное удостоверение того, что и на наш простор, и на нашу страсть может быть найдена и создана завершающая и совершенная форма. Его дух, как великий водоём, собрал в себя все подпочвенные воды русской истории, все живые струи русского духа» (И.А. Ильин). Творческий гений Пушкина опережал своё время. Его жизнь подобна свёрнутой во времени жизни русского национального духа - она повторяет этапы его становления и раскрывает будущие пути. Отсюда сугубый интерес поэта к истории своего народа -как истории его собственной души, а также обращенность к будущему - его пророческое служение. Гений, открываясь измерениям вечности, мог предвидеть нечто в будущем.
Юный Пушкин преисполнен энергии жизнерадостного язычества и страстного возрожденчества. «Лирический герой раннего творчества Пушнина воспринимает жизнь как цепь, состоящую из отдельных мгновений» (Г.А. Анищенко). Но молодой поэт не мог не осмыслить мировоззренческие основы такой жизненной позиции: «Восемнадцатилетний поэт смог четно определить мировоззренчесний исток такого "мгновенного" мировосприятия и назвать его: безверие. Тот, "кто с первых лет безумно погасил отрадный сердцу свет", вынужден жить лишь мгновением, тан как для него земная жизнь не может представляться чем-то цельным, а жизни вечной не существует» (Г.А. Анищенко). Это время душевных кризисов, внутренней опустошённости, духовного томления и тоски. «В сознании героя пушнинсной лирини возникает и до предела обостряется к концу южного периода трагический конфликт между ощущением полной бессмысленности жизни, с одной стороны, и с другой - страхом перед бессмысленной смертью, пожирающей всё-таки дорогие мгновения жизни» (Г.А. Анищенко).
«Пушкин часто был эолова арфа либерализма на пиршествах молодёжи, отнлинаясь теми голосами, которые на него налетали» (П.А. Вяземский). У века Просвещения он заимствует кощунственное отношение к религии (создание «Гаврилиады»), увлечение либеральными идеями и социальными утопиями. «Дух отрицания, с такой силой обрушившийся на человеческую личность, естественно, затронул и все области её воззрений. Безверие, которое раньше переживалось как трагедия, теперь принимает вид фривольного кощунства или богоборчества. В сфере социально-политической прежние просветительсние устремления сменяются революционными призывами к кровопролитию. В начале 1820-х годов богоборчество и революционность образуют некое нигилистическое единство в творчестве поэта» (Г.А. Анищенко).
Пушкин становится апологетом и певцом тираноборчества: «В деспотическом государстве тираноборец, политический убийца заменяет и подменяет собой закон. Эта подмена происходит в кругу земных реалий. Однако пушкинский тираноборец, совершая суд, руководствуется отнюдь не собственным произволом: он получает некую санкцию свыше» (Г.А. Анищенко). В «Кинжале» инерция безверия доводит до логического предела: «"Вышней" силой, "богом" "юных праведников" является прямая противоположность Христу - анти-Христос... революционеры-тираноборцы приводят в исполнение приговор "высшего суда" анти-Христа, подменяющего собой Христа истинного» (Г.А. Анищенко). Поэт заражался господствующими идеями своего времени и выражал их с разрушительной поэтической силой. Пушкинский «Кинжал» стал чуть ли не гимном декабристов. О тогдашнем положении Пушкина писал П.А. Вяземский: «Хотя он и не принадлежал к заговору, который приятели таили от него, но он жил и раскалялся в этой жгучей и вулнаничесной атмосфере».
Юный поэт дошёл до края и заглянул в инфернальные бездны, но нашёл в себе силы отшатнуться, ибо пушкинский атеизм не был тотально безысходным. «Ему уже тогда противоречили некоторые основные тенденции, определяющие собственный духовный склад Пушкина... Мы насчитываем три тание основные тенденции: склонность к трагическому жизнеощущению, религиозное восприятие красоты и художественного творчества и стремление к тайной, скрытой от людей духовной умудрённости... Этот духовный опыт должен был уже рано привести Пушкина к ощущению ложности «просветительства» и рационалистического атеизма» (С.Л. Франк).
С 1824 года и Михайловской ссылки начинается духовное перерождение Пушкина. Глеб Анищенко полагает, что в «Пророке» 1826 года Пушкин описывает коллизии в душе поэта: «В "Пророке" говорится о том, о чём там написано прямо: о чуде непосредственного откровения Бога человеку и о чудесном изменении всей сущности человека» (Г.А. Анищенко). Поэтому «"Пророк" является не только вершиной пушкинской поэзии, но и всей его жизни, её величайшим событием... В зависимости от того, как мы уразумеваем "Пророка", мы понимаем и всего Пушкина... Если это есть только эстетическая выдумка, одна из тех, которых ищут литераторы, тогда нет великого Пушкина» (прот. Сергий Булгаков). Итогом духовных превращений и обретения божественных даров (всеведения, всеслышания, пророческого слова, исполненное™ Божьей воли) явилось рождение пророка, «перед которым Бог ставит совершенно определённую задачу: "глаголом жги сердца людей"... В "Пророке" подобный призыв обретает новый, глубочайший смысл только потому, что он есть не мысль поэта, а непосредственная воля Бога... Сердце, душа и разум героя-пророка, исполненного волей Бога, направляются на то, чтобы донести эту волю до сердец ближних. Чудо, описанное в "Пророке", и может быть единственным объяснением рождения "нового" Пушнина в середине 1820-х годов... Чудесное рождение "нового" человека вовсе не означает его последующего чудесного бытия. Пушнин, рождённый как бы заново чудесным образом, в последующий период испытывает все трудности становления новорождённого организма. Со всеми болезнями, подвергающими этот организм жесточайшим испытаниям» (Г.А. Анищенко).
Слово
Старец Иосиф Исихаст
«Суетный мир! Лживый свет! Нет в тебе ничего доброго! Совершенная ложь! Совершенный обман! Ты нас обманываешь, над нами смеёшься, над нами издеваешься. Показываешь нам годы, и удовольствия, и долгое здоровье, но внезапно нас настигает смерть. И всё это лопается, как пузыри, рвётся, как паутина. Такова, возлюбленное моё дитя, такова мирская радость!»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
«Беспечная жизнь помогает человеку порвать связь с Богом и перейти к другому властелину — диаволу, который день ото дня омрачает наш ум и делает его бессильным в борьбе с грехом. И если человек не опомнится и не восплачет о своём бедственном состоянии, то для него и вечность будет тяжёлой и мучительной».
Изборский клуб
В святом Белогорье:
Луч надежды
Впечатление первое - шок
Как часто, увы, в нашу жизнь вместе со скор-бями, трудами и недугами вползает червь сомнений: не бесполезна ли наша борьба, не слишком ли силён враг, виден ли вообще свет в конце тоннеля? «Русские ленивы», «русские пьют», «русские ни к чему не годны» - эти и сотни других, похожих на них нейролингвистических штампов явно или неявно, прямо или косвенно внедряются в наши расстроенные перестройками души с помощью «ящика», гламурнои журналистики и апологетов либерального монетаризма. Никогда не забыть мне убийственного «аргумента» Кудрина против того, чтобы наши финансовые накопления вкладывались бы в нашу же отечественную экономику: всё равно, дескать, разворуют, а там, за бугром, мы их хотя бы сохраним! И, надо заметить, президенты - что тот, что другой - «велись» на подобную чепуху. Путин до сих пор смотрит Кудрину в рот, поддакивает, цепенеет, как кролик перед удавом. Когда я слышал разглагольствования Кудрина, унижавшие - по-другому это и не назвать - собственную Родину и собственный народ, я понимал: прямо на моих глазах совершается низость и враньё. Но, выезжая потом в близкие и дальние российские губернии, наблюдая всюду разруху и нищету, вызванные коррупцией и некомпетентностью («будто Мамай прошёл»), я и сам иной раз подспудно, против собственной воли начинал сочувствовать иезуитской логике «главного бухгалтера страны»: а может, он прав?
...Два дня, с утра до глубокой ночи, колесили мы - небольшой, но бравый десант «Изборско-го клуба» (А. Проханов, М. Леонтьев, М. Калашников, А. Нагорный, М. Делягин, всего около 15 человек) - по городам и весям Белгородской области. Принимающая сторона подошла к делу с полной серьёзностью и ответственностью. Она не ограничилась формальным приглашением в адрес председателя И К А. А. Проханова: по велению губернатора Савченко Евгения Степановича для нас был составлен и - скажу, чуть забегая вперёд, - скрупулёзно выдержан жесточайший график. Пункт «свободное время» в этом графике отсутствовал по определению. Всё было расписано по минутам и часам. Ни одного зазора. Ни одного сбоя.
Первая «установочная» встреча с губернатором и его командой состоялась в режиме «с корабля на бал» сразу по прибытии нашего «литерного» вагона из Москвы в Белгород первого июля. Затем одна за другой понеслись десятки встреч, круглых столов, выходов к прессе, визитов на крупнейшие предприятия области, музеи, храмы и монастыри. Под самый занавес - финальный разговор в уже знакомом зале Администрации Правительства области. Прощальный ужин с Евгением Степановичем и... галопом на вокзал.
Как кадры в кинохронике, летят перед моим мысленным взором разрозненные картинки нашего двухдневного путешествия: могучие ангары холдингов «Агро-Белогорье» и «Приосколье» с офисами, которым позавидовала бы и иная нефтяная компания; биогазовая электростанция «АльтЭнерго» мощностью в два с половиной мегаватта; пятикилометровая в ширину и на четверть километра уходящая в глубину воронка самого большого в мире Лебедянского ГОКа; проведённый для нас митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном покаянный молебен в соборе Петра и Павла, что на героическом Про-хоровском поле; стайки добротных коттеджей, разбросанные тут и там в агломерации двух основных областных центров. Коттеджи построены на земле, почти бесплатно выделенной властью не для нуворишей, но для учителей, инженеров и фермеров. Тридцать три тысячи таких участков за счёт государства обеспечены коммуникациями, силами самих людей застроены и введены в эксплуатацию. Столько же в ожидании своих будущих хозяев «обвязываются» дорогами, линиями электропередач, нитями газо- и водоснабжения. И отбою от желающих «вернуться на землю» в Белогорье не наблюдается. «Россию испортил не только квартирный, но и земельный вопрос, - в одной из бесед с нами полушутя-полусерьёзно вздохнул губернатор. - С этого-то вопроса мы начали исправлять ситуацию».
Первое, что поражает и совершенно обескураживает скептический и недоверчивый ум «изборца» это, конечно, порядок. И чистота. Они всюду, как две руки одного тела. И они не деланные, не нарисованные «на холсте в каморке папы Карло», как это часто, увы, случается в наших Палестинах, особенно же перед приездом на «периферию» высокого московского начальства. Белгородский порядок другой: естественный, крепкий, органично вытекающий из здравого состояния белгородского человеческого организма. Поэтому он всюду: и на центральной площади столицы региона, и в дальней деревушке. Мне даже, грешным делом, показалось, что второй по величине город области, Старый Оскол, в некотором отношении даже выигрывает перед престольным Белгородом; он как-то по-особенному ухожен и украшен - словно красуется перед приезжими: смотрите, как я пригож!
Нигде и ни разу не видел я за всё время перемещений по области ни одного пьяного. «Некогда нашим людям пить, - пояснил нам в Старом Осколе заместитель мэра, - все до одного работают. Средняя зарплата по региону - двадцать тысяч рублей. А по ухоженности и обеспеченности соцуслугами на душу населения наш город дважды подряд занимал первое место в России. Потом нам, правда, намекнули: не подавайте больше своих заявок, а то и кроме вас есть желающие победить. Вот с тех пор мы и не высовываемся».
Как советник губернатора Шанцева, я, смею надеяться, кое-что понимаю в городской проблематике. Но моё понимание, оказывается, было однобоким. Я видел по большей части нерешённые проблемы и невольно начинал верить, что эти сложные проблемы трудно или даже невозможно решить. В Белогорье же я с изумлением обнаружил, что решения есть. Вот пример: пассажирские автоперевозки в Старом Осколе осуществляет государственная диспетчерская компания. У неё на балансе нет автопарка, но зато есть эксклюзивное право на организацию перевозок. Компания диспетчеризирует частников, намеренно перемешивая хорошие и «плохие» маршруты и создавая этим равные конкурентные условия для всех. В результате совершенно исключается почва для коррупции и недобросовестной конкуренции. Побрыкавшись для вида, частники привыкли и теперь спокойно работают. А в очереди на маршруты стоят те, кто хотел бы получить эту работу... Их десятки, и работающие перевозчики, чувствуя их дыхание в спину, стараются изо всех сил.
Второй пример - местный красавец-стадион. Стоил он в строительстве около 340 миллионов рублей. Лужков, когда был в Старом Осколе, не поверил: «Да у нас в Москве за эти деньги и проекта не нарисуют!». Лужкову, конечно, виднее. Понятна и его «логика». Только жалко нашего бывшего мэра: не помогли ему шальные деньги, не уберегли от краха и разочарования. Где он теперь? Кто его помнит?
Впечатление второе: чудо
«Белгородский феномен» в окружении «немытой Росси» - это чудо: тут спорить не о чем!
Чудо - это на сто процентов вспаханные и засеянные поля, дающие по 60 центнеров с одного га пшеницы и по 100 центнеров - кукурузы.
Чудо - 5 процентов белгородского взноса в общероссийские закрома при том, что здесь проживает всего 1 процент населения страны.
Чудо - малоэтажный строительный бум, в котором участвуют люди с невысоким уровнем доходов (средняя зарплата в области - около 20 тысяч рублей, и то она одна из высших в России).
Чудо - могучие агрохолдинги со смешанным государственно-частным капиталом, работающие бок о бок с тысячами семейных ферм, созданных при помощи областного правительства.
Чудо - качественные дороги и ухоженные дворы, музеи в самых отдалённых деревнях и развитая социальная инфраструктура повсюду, где ей надлежит быть.
Чудо - почти полное отсутствие «чернобровых мигрантов» (своим работа нужна!) и спокойные, ясные, улыбающиеся лица людей.
Кто-то очень лукавый и очень злобный давно и настойчиво пытается внушить нам, что мы, русские, после распада СССР не способны строить, творить, управлять. Это неправда, и она зримо являет себя на примере Святого Белогорья. Ведь труды и искания губернатора Евгения Степановича Савченко и его команды на протяжении последнего двадцатилетия происходили не в безвоздушном пространстве и не в тепличных условиях; условия для всех областных «начальников» ельцинской, а затем и путинской России были, в общем-то, схожие. Вот только результаты получилось разные! Одни губернаторы и министры - таковых большинство - проворовавшись и натешившись собственной дурью, канули в небытие, ничем не заслужив народного признания. Другие, одиночки вроде Савченко, не упустили своего исторического шанса, - и останутся в летописях новой России первопроходцами и героями.
Белгородское чудо даёт всем нам ещё один важный (если не важнейший) урок. Когда вместе с остальными «изборцами» мы колесили по дорогам Белогорья, я никак не мог отделаться от чувства «дежавю». С одной стороны, не верилось, что мы всё ещё в России, а не где-нибудь в Голландии. С другой - нечто похожее я уже действительно видел раньше и даже видел в России, и притом не так уж далеко от этих мест. Такую же красоту и такой же порядок я встречал в Октябрьском районе Ростовской области, где главой тоже почти двадцать последних лет служит ещё один, очень похожий на Савченко русский подвижник - Евгений Луганцев.
Что общего между ними? Что помогло им достичь выдающихся - по-другому и не сказать! -успехов в окружении всеобщего уныния, убывания и коррупции? Только лишь профессионализм и усидчивость? Очевидно, нет. В этих двух примерах русского прорыва есть нечто общее. И там, и там руководитель администрации, приидя к власти, самостоятельно, на свой страх и риск, преодолевая отчаянное сопротивление чиновников федерального и местного Минобразования, волевым решением и вместе с тем строго в рамках закона ввёл в средних школах со второго по одиннадцатый класс... курс «Основ православной культуры».
Помню, Евгений Луганцев описывал мне эту эпопею так: «Явились ко мне какие-то строгие дамочки, сначала из области, а затем и из Москвы, и давай меня стращать: «Какое право вы имеете своим решением в светской школе вводить религиозный предмет, хотя бы и факультативно?!» Я на всякий случай внимательно ещё разок вчитался в свои полномочия, прописанные в Законе о местном самоуправлении, и говорю им: «А вы, собственно, кто такие? Про вас тут ничего не написано. Ступайте своей дорогой!». Ну, покричали они, как водится, постучали ногами, организовали мне пару грозных звонков «сверху».... А я стою на своём: дескать, читайте закон. Потом всё как-то стихло. А когда у меня дела пошли в гору, когда район вышел из кризиса и стал первым в области по всем показателям, в том числе и по привлечению крупных инвестиций, эти «крикуны» и вовсе куда-то испарились».
Казалось бы, небольшое и периферийное дело - введение основ в средних школах. Но это только внешне оно периферийное. Фактически же и Луганцев, и Старченко, каждый на свой лад, самоопределились (!) в своём служении Богу и людям, деятельно, а не только на словах, открыто и смело избрали Его своим ориентиром, смыслом, целью и центром жизни. Со стороны это может показаться частным вопросом. Но в действительности это был глобальный поворот бытия, подвиг души «начальствующего», который своим свободным выбором и волеизъявлением содействовал Господу вернуться в нашу жизнь. И благодать Того, Кто есть любовь и «путь и истина, и жизнь», без Кого невозможно творить ничего благого, потекла в исстрадавшиеся души детей и взрослых, окропила поля, подчинила стихии и обстоятельства, собрала вокруг этих избранников Божьих столь необходимые им команды единомышленников. Как это происходит, как синхронизируется в пространстве зримого и незримого миров, мы не знаем, но зато мы точно знаем: это правда. Например, на стенах собора Петра и Павла, что воздвигнут в память о страшном танковом сражении под Про-хоровкой в 1943 году, выгравированы восемь с половиной тысяч фамилий павших героев. И теперь местные мальчишки, приходя в храм, могут найти среди погибших и свои родовые фамилии, могут поклониться своим предкам. Как мощно это влияет на юное сердце!
Или другой пример. В 2010 году, когда по всей Центральной России пылали лесные пожары и стояла невиданная сушь, к священнику в Сергиевом Посаде обратились местные фермеры с просьбой обойти крестным ходом их поля и попросить у Бога дождя. Сказано - сделано. В ближайшую субботу фермеры собрались у батюшки. Но не сорок, как вначале, а всего восемь, остальные «были заняты другими делами». Крестный ход состоялся, и на следующий день действительно прошёл дождь. Но не везде, а в «шахматном порядке»: только над теми полями, хозяева которых не разменяли встречу с Богом на «другие дела».
Значит, и Белгородское, и Октябрьское чудо есть чудо прежде всего Божье. Но вместе и чудо рукотворное. Это чудо, которое Святые Отцы называли синергией Бога и человека. Это чудо очень не нравится тем, кто вот уже два десятилетия пытается поставить Россию на колени, разрушить её культуру и хозяйство, осмеять и очернить её историю, подменить её генетические мессианские коды европейским культом мещанства и потребительства. Отчасти это им удаётся, но только отчасти. На многих примерах из собственной жизни и жизни нашей страны мы видим, что Господь не оставляет Свой «Третий Рим», и, как бы наши недруги ни замалчивали благословенный опыт Святого Белогорья, он остаётся для всех нас надеждой и маяком, свидетельством правды Божьей и лабораторией русского будущего, куда, быть может, завтра или послезавтра поедут строители Святой Руси учиться жить и работать по-новому.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.