Моя боль и незаживающая рана – нынешняя молодежь. Какова она сегодня – и какой к ней должен быть подход, чтобы она нас, христиан, услышала? Мне уже немало лет, и из молодежного круга я выпадаю. И мне из-за этого нередко говорят: да ты ничего не понимаешь в молодежи, ты ее не знаешь, ты зациклен только на одной критике, а она, молодежь, хорошая, просто она – другая. И так далее и тому подобное. Понятно, что не вся молодежь плохая. Но, как писал В. Высоцкий, «хороших знаю хуже я, // У них, должно быть, крылья…». Нет, конечно же, они, положительные персонажи, есть – где-то учатся, кем-то работают, вечером находятся дома, а не жгут машины. Кстати, и советские люди тоже были не все плохие. Но все они прямо или косвенно соучаствовали в политике безбожного государства. То же – и сегодняшняя молодежь. Я вижу ее с разных ракурсов. Во дворе дома, где живу. Она там стоит, матерится и страшно, с вызовом смеется. А вот мои милые горластые соседи-юнцы по даче. Приехали всем скопом на шашлык-машлык-башлык. Всю ночь пили, коптили на вертеле свиную голову, орали трехэтажным и без устали гонялись за подружками, лишив тем самым всех своих соседей сна и покоя.
Рядом с подмосковным подворьем одного женского монастыря, где служит мой знакомый священник, соседствуют крутые дачи. И там ребятки тоже вовсю резвятся – врубают ночью в джипе магнитолу на все децибелы, вопят непристойности, обкуривают подворье шашлычным дымом, а на просьбу монахини вести себя в ночное время потише отвечают отборным матом. И – ржут, как кони, сотрясая луну и звезды, крайне довольные своим научно-атеистическим подходом, который, в свою очередь, привел бы, наверное, в восторг некоторых здравствующих академиков.
На киностудии Ханжонкова мне показали скопированные любительские фильмы, как один подросток снимал на видеокамеру своего друга, который, завидев прохожих – женщин, девушек и стариков, тотчас приспускал штаны, показывая им гениталии, и угрожающе, в стиле а-ля чикатилы, припускался, матерясь, вслед за ними, делая соответствующие тазобедренные движения и ухахатываясь... Видел я и другие съемки, как «добрые» девочки «мочат» ногами свою лежащую ничком подружку. А сколько таких съемок гуляет по Интернету, а сколько сцен насилия и изнасилования там отсняты – и сколько людей молодого возраста все это жадно поглощает и растлевается в одночасье?!
И, наконец, картину моих искушений довершил недавно маленький мальчик, который промчался мимо меня по улице за своим убегающим товарищем с воплем: «Держи голубого!».
Повсюду – торжество ломаного сознания, чернухи и разбитного непотребного юмора.
И молодежь изо дня в день варится в этом бурлящем вареве. И вопрос здесь только один – есть ли выход?
* * *
Ответ один – да, конечно, выход есть. Источник нашего христианского оптимизма здесь состоит в следующем. Россия на сегодня, не обольщаясь, – с данным ей бесценным сокровищем в виде православной веры и православной Церкви – является осью и основой всех мировых процессов. Вместо царской власти у нас есть Святая Православная Церковь, которая удерживает мир от окончательного погружения в пучину богоборчества и духовной гибели. Дух Святой, присутствующий сегодня в православных храмах, – а их сегодня все больше и больше – является залогом будущего возрождения России. Вместе с тем часто думаешь: а и вправду, как же молодежь, развращенная СМИ и грубым натурализмом, пропагандой вседозволенности, разврата и бизнеса, – как она станет православной? Как?! Ей религия кажется наискучнейшей из всех вещей. В отличие от язычников Древнего Рима, которые ничего не слышали о Христе, сегодняшние молодые люди о Нем все же какое-то представление имеют. Но они же «крутые»! Их не устраивает проповедь смирения, подставления щеки и борьбы со столь любимыми ими грехами.
Несомненно, что их позиция проистекает от того же невежества. Эти юноши и девушки, как и древние язычники, по существу, о Христе тоже ничего не знают. В этом их уровни практически одинаковы. Можно даже утверждать, что по сравнению с древним миром они, наши ребята, развращены пока еще меньше. Хотя уровень пьянства и наркомании быстро возмещает этот «дисбаланс». И все же… Древний апологет христианства Тертуллиан утверждал, что душа человеческая по природе – христианка. То же и у молодежи. А искушения были всегда. Достаточно почитать святителя Иоанна Златоуста, его седьмой том из полного собрания сочинений – «Толкование на Евангелие от Матфея». Он возмущается ристалищами разврата. А это уже четвертый век! Можно, конечно, сказать, что-де только что кончились гонения и мир оставался еще совсем языческим. Это так – и не так. В это время Святыми Отцами было уже заложено основание Церкви, христиане по всей империи пролили море мученической крови. И он, Златоуст, пишет: всесилие христианства состоит в том, что после того как Господь воскрес, ученики вернулись с Елеонской горы с великой радостью.
В чем ее суть? Они видели, что Господь во плоти вознесся на небо. И они, вчера еще боязливые, сомневавшиеся и спорившие о первенстве, уверовали, видя все это, в свое собственное грядущее воскресение и бессмертие, превратились в гигантов и изменили, покорили Евангелию весь развращенный античный мир с его мудрецами и философами, с его оргиями и содомией.
Как промыслительно было то, что в древней Римской империи отсутствовали визы и можно было свободно пересекать границы государства, посещать любую провинцию. Апостолы беспрепятственно проходили повсюду и проповедовали Евангелие. Повторимся, разврат был страшный, но люди, едва живые от затяжного растления плоти и духа, жаждали исцеления, возрождения, обретения великих светлых начал жизни и с радостью покорялись новому учению, его чистоте и силе слов миссионеров. Удивительное дело! Вспомним, римская аристократия была по самое темечко пресыщена развратом, рабы – то же самое, народ полностью копировал образ жизни правителей. Господствовало самоубийство как лучший способ ухода из жизни. И молодежь ничем не отличалась от старшего поколения – и творила те же гнусности. Устраивала оргии, потребляла алкоголь, дралась до смерти, нюхала наркотические вещества. И – вскрывала себе вены. А что произошло в итоге? Мы получили удивительную Церковь, состоявшую из тех же бывших язычников и развратников. Девственность, которая была осмеяна еще Платоном и Аристотелем, стала цениться в новохристианской среде чуть ли не превыше всего на свете. Ибо чистое (Бог) познается только через чистоту. Возникли потрясающие по своей праведности христианские общины, новые люди во Христе. Вплоть до десятого века учение Церкви, христианства было господствующим в мире. И только впоследствии горение веры в мире ослабло и принципы порочной жизни стали возвращаться к людям вновь. Сегодня мы пожинаем губительные результаты человеческого произвола, поставившего мир на грань гибельной бездны.
Именно поэтому сейчас необходим путь возвращения к Богу наподобие древнехристианского. Возненавидеть разврат и возлюбить чистоту и праведность. Молодой человек – не бездонная клоака, куда можно сливать все непотребное. Однако грех имеет страшное свойство – в него можно падать бесконечно, если нет действенной альтернативы. То есть можно уставать от греха и даже на какое-то время его ненавидеть. Но потом привычка и жажда грязи опять берут свое. И наступает гибель. Так что без помощи Божией преодолеть грех невозможно. Достаточно взглянуть на закоренелого блудника и наркомана… И все же надежда на обращение есть всегда, пока жив человек. Сколько у нас в Церкви тому примеров! Взять ту же преподобную Марию Египетскую. С тринадцати лет и до шестнадцати – разврат, да еще какой! Она же была такой красавицей! И даже поплыв на корабле в Иерусалим по святым местам, совратила в пути паломников. А потом – сорок шесть лет какого подвига и какой великой святости!
Сегодня особенно радует то, что открываются новые церкви и все шире и шире звучит слово Божие. Вместе с тем молодежи от старшего поколения требуется пример жизни во Христе. И главная ответственность здесь лежит на духовенстве. Нам необходимо пойти по пути личного духовного подвига так, как это сделал в ХХ веке цвет русского священства – подлинные исповедники православия. Они, находясь в лагерях, служили литургию на лесоповале, где придется, но с каким благоговением! Использовали вместо вина клюкву – тот же отец Таврион (Батозский), владыка Василий Кинешемский, владыка Афанасий Ковровский и ряд других. И по вере их та клюква претворялась в кровь Христову!.. Более того, они служили евхаристию на телах замученных священников – точь-в-точь как в древних катакомбах во времена гонений. Такие подвижники и вымолили для нас Россию. И надо смотреть на дело возрождения христианского духа вполне оптимистично. Нельзя забывать о том, что сказано в Евангелии от Луки: «Не бойся, малое стадо». И это «малое стадо» – к сожалению ли или к счастью – всегда будет присутствовать в Церкви. Всегда есть соль, которая осаливает все.
* * *
Некоторые наши современники, касаясь темы традиционной духовности, говорят: надо искать новые подходы, должно быть все новое, с молодежью неприемлемы старые методы и прочее. Что иначе она нас не поймет, отвернется, уйдет на другие источники… Понятно, что всегда нужно искать адекватную форму передачи духовной сокровищницы православия, но содержание и дух христианства должны оставаться неизменными. Иначе требование нового выродится в спекуляцию и вытеснит самого Христа, который и вчера и днесь один и тот же. А, кроме того, зачастую новизна удобно подменяется потаканием прихотям молодых. Ведь они, молодые, подкупают своей наивной искренностью, энергией юности и кажущейся правдой своей естественности – и некоторые пастыри поневоле опускаются на их уровень, вместо того чтобы вести их за собой. В это искушение во многом впало католичество. Некий постоянный полупоклон языческому монстру цивилизации. Чтобы мускулистый заклепанный байкер, рэпер или панк, так сказать, заметили тебя, признали за «своего» (сравните эту ситуацию со словами Христа: «Царство Мое – не от мира сего»), не задавили, не пролетели мимо тебя на всех парах с равнодушным смехом в свое гламурное будущее, где курятся наркотические фимиамы Люциферу и творится разврат... Ох, как все здесь непросто… И все же не потакать им, молодым, надо, а по-настоящему самоотверженно с ними работать. И прежде всего – необходимо преображать лично себя, убивать в самом себе раба греха. Вот тогда и влияние на молодые сердца и умы появится. Сила духа – вот в чем у нас дефицит. Говорим мы, пастыри, вроде бы правильно – а нас зачастую не слышат. Так, какой-то комариный писк. А почему? Оказывается, в наших правильных словах нет духовной силы. Себя-то, любимых, от личных грехов и страстей не хотим очищать! Вот корень всех зол, нашей личной христианской теплохладности и, следовательно, равнодушия к нам со стороны молодых.
Есть проблемы и с христианской молодежью. Она окончила семинарии, воцерковилась, но ее что-то уже не устраивает, ей тоже смутно хочется чего-то нового. Смысл внутренних терзаний молодых христиан понятен – они еще не знают, как осуществить на практике свое православное начало. А отсутствие должного духовного опыта и беспощадной борьбы с самим собой генерирует в них дух недовольства всем и вся. Все, мол, «косно, рутинно, скучно». А сами – такие при этом скучные и пустые, что дальше некуда! Здесь тоже, как вода и хлеб, нужны добрые пастыри, сильные духовно и могущие влить в эту молодежь часть своей силы, сообщить любовь ко Христу. Кроме того, определенная часть молодых христиан откровенно соблазняется языческим миром, его техническими и развлекательными возможностями (хотя технику могут производить и христиане), искушаются греховной вседозволенностью и уязвляются тем, что они не могут «по-мужски» и «круто» разобраться в своих проблемах, а потому чувствуют себя пассивными «белыми воронами» среди «круто» шагающих, «зажигающих», матерящихся и развратничающих «удачливых» молодых сверстников, влекомых во все тяжкие культом мамоны и секса.
И понятие «нового» стало для них чем-то вроде фетиша, энергетического заклинания. Скажут: «хотим нового», и им кажется, что умное что-то сказали. А в общем-то это просто сотрясение воздуха. Новое будет тогда, когда ты увидишь себя, как говорят Святые Отцы, хуже всякой твари. Когда в душе родится благодатное чувство покаяния. Вот это подлинная новизна ощущения! Ведь, как правило, голоса недовольства порождаются внутренним эгоизмом, нежеланием потрудиться духовно в завалах собственной души, желанием возложить все проблемы на других. Наряду с этим им, молодым, как воздух, нужна духовная поддержка. А ее-то подчас и не хватает просто катастрофически.
Что касается собственно нового, то в чем оно, на сегодняшний день, может состоять? В откате в язычество? Но тут нет никакой новизны. Это как раз то состояние, когда пес возвращается на свою блевотину. Вкусно и грязно. Но – не ново. Новое сейчас проявляется, пожалуй, только в том, что постоянно развивается беспокойный человеческий ум. Прогресс, наука. Однако, освобождаясь от тяжелого физического труда вследствие прогресса, человек, увы, нравственно деградирует. И получается, что наказание, данное Адаму и Еве по изгнании их из рая («в поте лица будешь добывать хлеб свой»), было для них благом. Пока человек – возьмем крестьянина или многодетного рабочего – трудился, да еще в поте лица, он был личностью, ибо приносил пользу и грешил меньше. То же – инженер, военный и прочие. Но как только появляется праздность, появляется порок. Святые Отцы так и говорят: начало всех пороков – праздность. Академик Игорь Шафаревич блистательно написал в одном из своих трудов о том, что Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин ненавидели крестьянство. И английское, и немецкое, и русское. И понятно почему. Крестьянину некогда было на маевки ходить! У него сплошь одни заботы! Скотина, поле, семена, дом, семья, дети. Он крутится с утра до вечера чисто по-библейски, в поте лица и в свое спасение. Кстати, и крестьянская молодежь была такая же трудолюбивая и нравственно крепкая. А сегодняшнее желание молодежи пьянствовать и праздно проводить время – наш бич и язва. Ее и надо искоренять. Так что можно от души посоветовать молодежи нечто действительно новое – заставь себя трудиться, молиться и поститься.
Выбери добро и откажись от зла! Помоги нуждающемуся, защити слабого, прикрой наготу нищего, пожалей убогого, прости обидчика, приюти бездомного, усынови ребенка из детдома...
Боже мой, да сколько практического добра можно и должно сделать каждому в меру своих сил! Но на эти дела нужна уже незаурядная сила духа. Господь же удесятерит силы любящих Его. Ты вначале сам себя приведи в порядок. Перестань врать, перестань пить, перестань колоться. Перестань заниматься тайными и явными пороками, прекрати лениться, брюзжать, осуждать, ненавидеть, лукавить, пресмыкаться перед сильными, презирать слабого, надмеваться, смотреть на людей сверху вниз. Как говорил Амвросий Оптинский, чтобы жить по-евангельски, надо хорошо знать Евангелие от Матфея, от пятой до одиннадцатой главы. Там сказано, как жить. Усвой это через объяснения духовенства – и все у тебя станет нормально. И еще тот же старец Амвросий сказал: как жить? Жить не тужить, никого не обижать, никому не досаждать и всем – мое почтение!
Формулу жизни для молодежи предлагает и святой Митрофан Воронежский: «Как жить? Мало ешь, мало пей – здрав будешь. Трудись не ленись – богат будешь. Делай добро, молись Богу – спасен будешь». Вот и все.
Протоиерей
Михаил ХОДАНОВ
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.