переправа



Апология встряски



Опубликовано: 16-11-2008, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Апология встряски

 

Продолжаем публиковать неформальную беседу пожилого опытного священника с верующим литератором о путях духовного возрождения русского общества начала ХХI века. На этот раз собеседники затрагивают вопросы нынешнего положения женщины, семьи, общественной нравственности и способы противодействия деструктивным тенденциям  глобализма. Предыдущие материалы на смежные темы читайте в 3-м, 4-м и 5-м номерах журнала за 2008 год.


* * *


Священник. – Христа мы любим по-настоящему только тогда, когда выполняем Его заповеди. Только в этом случае мы соединяемся с Ним. А если человек имеет неизжитую страсть греховную и её разогревает, если она над ним господствует, то Господь таким, как он, скажет: «Не вем вас, откуда вы». В послании апостола Павла к Коринфянам сказано, что основанием спасения является Христос. Одни строят его из драгоценных камней, из золота и серебра, а другие – из соломы и дерева. Огнём дело каждого будет испытано. Кто строил из драгоценных камней и золота, тот устоит. А кто из соломы и дерева – сгорит. Сам, сказано, спасется, но как бы из огня. Иоанн Златоуст объясняет, что спасётся он для вечного осуждения. Потому как душа не может сгореть, она вечна. Вот что страшно. И, прежде всего, это нас касается, всех христиан.


Что такое сребролюбие, славолюбие, женолюбие? Это – страсти. Они сгорят, и душа останется пустой. В этом вся суть. А мир этого не понимает и строит замки из песка. Ему кажется, что в основании его систем – гранит, ракеты и истребители, а на самом деле – солома. А сегодня и в России такая же история. Действуют все те же страсти, разрушающие этот мир, ибо они не принимают Господа, который неизменен в Своих заповедях чистоты, святости и любви. Сейчас я читаю седьмой том святителя Иоанна Златоуста, толкование на Евангелие от Матфея; я его читал 20 лет назад, а сейчас смотрю на те же тексты совсем по-иному. Такая глубина, такая актуальность! Словно это сказано не в IV веке, а сегодня. Потому и начинаешь понимать, что Господь всегда – один и тот же. Мы меняемся, а Бог остается прежним. Вот СССР был великой державой, а рухнул. Так вот – если бы он был по-настоящему великим, то оставил бы после себя великий запас. Как оставило его царское Самодержавие. Этим запасом мы жили в течение почти восьмидесяти безбожных лет. Кстати, советская власть  была сильна только основами старой русской традиции, берущими начало в Православной Церкви.


Теперь возьмём минувший период коммунизма. Куда был направлен его первый удар? На семью, на крестьянина. Было уничтожено крестьянство – опора России. Уничтожено полностью. Несколько раз уничтожали его, крестьянина, свободного человека, пусть даже очень бедного, но имевшего свой клочок земли, свою лошадку. Сделали рабом и хозработником, которому давали иногда за трудодни, а иногда и не давали. Жену его тоже поработили. Семья осталась вне материнской заботы. А фабричную девчонку вообще бросили на фабрику, в шахту, на трактор. Поэтому когда мы сейчас говорим, что у нас умирает миллион русских, то это потому, что сегодня исчерпывается царский запас. Ибо советская пустая идеология нам ничего не дала. Внешне скалькировала что-то с христианства, да и то уродливо. А силы его не имела, ибо положила в свою основу атеизм и ненависть. Вот и сегодня, хотя у светского государства и есть определенные усилия по поощрению рождения детей, но саму семью-то при этом разрушают, семью-то не объявили красотой. Возьмите одну только телевизионную передачу «Чего хочет женщина». Одних страстей!


Литератор. – Сейчас сделали культ из женщины. Сотворили из неё богиню. Объявляется нормой, что мужчина гнусен, жалок, что он раб, не способный принять правильное решение. В общем, всем как бы заправляет женщина. Но это лишь видимость, и создается она для того, чтобы лишить народ мужественного начала, насадить в мужчине женственность, жеманство и пассивность, а в женщине породить разрушающее ее естество мужеподобие, нахрапистость и наглость, которые все равно вырождаются в уродливый секс. И получается, что даже слова плохого вроде как про нее не скажи. Будешь смешным, отсталым, «не в теме». А то и обвинят во всех тяжких, например в женоненавистничестве. А все это тут – ни при чем. На деле-то происходит вот что: с одной стороны, женщина декларативно возвеличивается, а с другой – ее уже давно сделали живым товаром. Вот и все. Этого не видит только слепой.


С. – Вот-вот. Отсюда и культ секса. Он лёг на питательную почву. Почему? Апостолом было сказано, что жена спасется чадородием. Когда рожали много, женщине некогда было думать о страстях. Она думала о семье и всю силу своей женской любви отдавала детям и мужу. А теперь, когда у неё нет ни ребёнка, ни мужа, она и в 50 лет думает только о том, как бы ей поскорей найти нового любовника. Ведь чем больше семья, тем больше мать в ней участвует. К тому же дети часто болеют. Где там думать о каком-то сексе? А аборты не делали.


Л. – Вот сейчас огромная армия психологов, сексологов – люди зачастую, с точки зрения всех традиционных религий, глубоко порочные – навязывают нам какие-то свои грязные взгляды, объявляют, что секс полезен и надо как можно чаще менять любовников. Умному человеку здесь все понятно – куда клонят эти люди и какой заказ они отрабатывают. Но население-то на эту приманку клюет. Почему? Да потому что плотское удовольствие – всегда рядом, а за духовную чистоту и святость надо против всего нынешнего мира идти. Вообще все это типично глобалистские штучки – когда люди развращены, им все «по барабану», только бы своей страсти угодить. Кому – плоть, кому – чрево, кому – баксы. А кому – все вместе. Такими ничего не стоит управлять. И – уничтожать. Но тут, согласитесь, уже не до веры, не до духовности, не до патриотизма, не до государственности. Какое дело блуднику до того, что «отечество в опасности»? Никакого. Равно как и гею. И – проститутке. Им бы только свою страсть подпитать, а там хоть трава не расти. А из народа наши «добрые» либералы именно таких людей и хотят сделать. И растление женщины здесь – один из их главных козырей. Недаром говорят: разврати женщину – и государство развалится. Все правильно. Ведь женщина рожает новое поколение, будущее общества. А из гнилой и развратной утробы что может народиться? Только антихрист. Вот что страшно. Но все делают вид, что женщина-феминистка и живой товар в одном лице – явление продвинутое, крутое и прогрессивное. Какая ложь, какое лукавство!


С. – Полностью согласен. Недавно прочитал замечательную статью в газете «Православная Москва». Оказывается, у маршала Чуйкова мать и отец родили 12 детей: семь мужчин и пять девочек. И все семь мужчин вернулись с фронта. И мать говорила им: я вас у Бога вымолила. Она была старостой храма. Вот настоящая роль матери, о каком там сексе мог быть разговор? Это – нормальные, неиспорченные либерализмом люди.


Л. – А сегодня считается, что они отсталые, не понимают радостей жизни. Все на «радостях жизни» зациклены.


С. – Безрелигиозная женщина живёт, как сказал святитель Игнатий Брянчанинов, принципами ветхозаветного сознания. А что это такое? Страсти. Но если она борется с ними, то такая женщина – уже подвижница. А через многодетность она подавляет не только свои страсти, но и зародыши страстей в детях, воспитывая их в христианском духе. Это и есть истинный путь материнства, красота и счастье семьи. И основа нации и государства, конечно.


Л. – Святитель Иоанн Златоуст, будучи в пустыне и познав премудрость учения Христова, достиг высокой степени совершенства. И, общаясь с людьми своего времени, святитель с горечью видел, что мир по-прежнему вращается в своём колесе и не хочет идти ко Христу. И это происходило во второй половине IV века, при расцвете христианства. А Иоанн Златоуст уже тогда ощутил это страшное несоответствие между жертвенным призывом  Христа с Голгофы и печальной действительностью повсеместного обожествления страстей.


С. – Да, это так. Он с амвона говорил византийцам: зачем вы идёте на гульбище? Почему спешите на языческие игрища? Туда, где торжество плоти, где разврат? Отчего не идёте в храм Божий? Разве вы не понимаете, что мир идёт к концу? Но Иоанн Златоуст считал, что его век окончится пришествием Христа, и ошибся на 1600 лет. Когда святого праведного Иоанна Кронштадтского спросили о кончине мира, он ответил, что она началась с пришествием Христа. Апокалипсис уже написан любимым учеником Христа апостолом Иоанном Богословом. Но сроки его от нас сокрыты. Время сейчас, по словам святого Иоанна Кронштадтского, предапокалипсическое. Поэтому надо быть всегда начеку. Из Священного Писания явствует, что Господь неизменно наказывал людей за безнравственность. Там, где падала нравственность, следовало Божие наказание. Как? Господь отступал, и силы зла поражали грешников: Содом и Гоморра, все эти современные землетрясения, цунами – грозная цепная реакция тварного мира природы, таинственно соединенного с образом жизни человека, – это естественный результат того, что происходит вокруг нас.


Л. – Иоанн Златоуст не столько ошибся, сколько достиг тонкости и, видя грубость мира, сделал такой вывод. А что бы он сказал сейчас?


С. – То же самое бы и сказал! Просто Иоанн Златоуст адекватно понял бесценное сокровище Священного Писания – Слово Божие – как «единое на потребу». Ведь когда он возглавил кафедру и стал Патриархом Константинопольским, то увидел, что мир развращен и что сердце его бьется не желанием спасения, а жаждой игрищ и разврата. Святитель был поражен этим и плакал. И, обличая Евдоксию, императрицу Византийскую, за развод, говорил ей: «Опять беснуется Иродиада и главу Иоанна просит?!». Обличил ее раз, был осуждён, но остался на кафедре. Второй раз обличил – и был осужден своими же епископами и сослан. Более того, был жестоко избит и поруган  Его били воины, издевались над ним. Святителя гнали сотни километров, не давали пить. И довели его до Каман, где он и закончил свой жизненный путь. Ему явился кто-то из святых и сказал: «Сегодня же будешь с нами». Великий святитель  умер со словами: «Слава Богу за всё!».


А когда обрели его нетленные святые мощи и принесли в Константинополь, то их несли те, кто его осудили. И он их всех простил. Тем не менее проблема, поднятая им, остается актуальной и по сей день. Мир не ценит благовестия Христова, не хочет воскресать из мертвых, не желает очищения и преображения.


Л. – Да, зло довлеет и разрастается. Уничтожается государственность, национальная уникальность, разбивается на мелкие ранящие осколки семья, жестоко и с невероятным идеологическим напором попирается добрая нравственность. Даже на мельчайшем уровне, на уровне кантри-, таунхаусов и московских городских домов – все то же разделение – везде шлагбаумы, двери на сигнализации, охрана, разобщенность, повсеместно ощетинивается агрессивная фрагментарность. Все работает против объединительных процессов. Даже события в Южной Осетии – вроде бы они всколыхнули патриотизм, а что в итоге? Внутри общества – все та же атмосфера пофигизма и разврата, оголтелого цинизма и духовной эклектики. Вокруг России, в результате событий на Кавказе, стягивается натовская система ПРО, американские корабли свободно курсируют в Черном море, беспрепятственно заходят в город-герой Севастополь. Либеральные лидеры Украины и Грузии выступают с самыми недружественными заявлениями. Не говорю уже про Прибалтийские республики и про Польшу. Враждебный круг замыкается, а внутреннее состояние нашего народа – потерянно-греховное или же мелко-озлобленное. Чувства единства нет, оно выветрилось. А ситуация такова, что вот-вот начнется третья мировая. И где у нас тогда сила на сопротивление-то возьмется? В экономике, которая перешла на обслуживание нефти и газа? В сельском хозяйстве, в котором неведомо что творится? В армии? А ведь и там – проблема на проблеме. Мы что – ко всему готовы? А главное – где сила духа, где она?


С. – В Священном Писании сказаны утешительные слова: «Когда умножается грех, преизобилует благодать». Сердце, любящее Бога, не отчаивается при виде зла, но наоборот, мобилизуется и удесятеряет свою силу. Но как соделать в себе такое сердце? Мы все ужасаемся тому, что происходит, однако сами лично ничего не делаем и благодушествуем. И опять в сознании начинает работать проклятая формула «маленького человека»: а что мы можем?.. и так далее. Типичное капитулянтство. Я как-то читал книгу воспоминаний Светланы Аллилуевой о своем отце. И там мне запомнились строчки, посвященные ее мужу-индусу и индуизму. Из его сакральных текстов она приводит интересные строчки. Дословно я их не помню, но общий смысл передам: если ты видишь, что вокруг – беззаконие, встань и начни борьбу с ним. И – победи его. Вот какая интересная штука, оказывается, есть в индуизме. Констатация того, как много может сделать всего лишь один человек, не терпящий беззакония и восстающий против него. И это даже в язычестве! А уж какие возможности открывает в этом плане борцу за правду христианство, где вообще нет никакого места для потакания злу!..


Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Что же это за дух такой? Вот тут мы и возвращаемся к началу нашего разговора. Чтобы полюбить Бога, к чему нас призывает Иоанн Златоуст, надо возненавидеть грех. Как говорится, встряхнуть себя надо немилосердно – и всю душу вывернуть наизнанку, навстречу солнцу, всю гниль и мерзость в ней искоренить, отсечь все метастазы пороков. А ненависть ко греху и деятельное его изничтожение – вот это и есть тот самый искомый «дух мирен». Мир в душе, гармония с Богом. Даже если вокруг – адское пламя войны и вселенская бойня. Если у тебя чистая совесть и твердая вера, то разве тебе может быть страшно? Не бойся, как говорится в Писании, могущих погубить тело. Бойся только тех, кто ищет погубить твою душу. И борись с ними что есть сил.


Поэтому каждый гражданин сегодня призван внести свою лепту в дело спасения России и через нее – всего мира. Как? Через борьбу с собственными страстями. Именно ненависть к греху порождает силу духа, формирует крепкий внутренний духовный стержень и совершенное бесстрашие. Некоторые говорят: вот, вы все призываете лоб в углу расшибать и молиться – и пусть все вокруг горит синим пламенем. Нет, все не так. Борьба с грехом у каждого происходит сугубо индивидуально. Кто-то действительно кладет поклоны – но как? С таким сокрушением сердечным, что его молитва приобретает силу пули.


А другой на высокой должности под благим воздействием покаяния и возвращения к Богу перестает жить по лжи и подписывает уже такие указы, которые работают не на уничтожение, а на возрождение народа, его духовной, национальной и экономической самобытности и независимости. Третий – генерал, каясь и молясь Господу, принимает волевое решение создать благоприятные условия для качественного развития вооруженных сил, искоренения дедовщины, превращения службы в армии в престижный долг и так далее. Четвертый – чиновник в области сельского хозяйства – волевым росчерком пера кончает политику разрушения русской деревни и способствует росту благосостояния села. Эти пожелания – не миражи, не утопия. Все в этом мире, по воле Бога или же по Его попущению, делают сильные личности, а не массы, которые всю историю в основном ждут отмашки сверху. Настоящий человек-личность силен только Богом. И если Господь ему будет порукой, то мы свернем горы, поверьте. А все беззаконие и мерзость, что мы видим вокруг, – развал государств, провокации войн, элитарная групповщина, клановые интересы, насаждаемое раболепие перед силой, мамоной и дьяволом – только от отсутствия веры во Христа. Отвергнись зла и сотвори благо – вот что самое трудное для страстного человека. Переход из мрака в свет – это смерть и рождение, это святая ненависть к греху, это – начало блаженного бессмертия. О, если бы люди поняли это всем сердцем и душой, все изменилось бы в одночасье! Но плоть, но деньги, но ракеты и власть – все это рядом, все – осязаемо, бери и пользуйся, наслаждайся-трать-жми-дави-круши-владей-повелевай, а Бог и святость, чистота и подвиг – это неимоверный труд для порабощенной страстями души. Оттого – и яростное нежелание властолюбцев даже слышать имя Христа! Но игра стоит свеч. Ведь единение с Богом – это подлинное воскресение из мертвых, это полнота жизни, заповеданная Творцом. А грех и все его закоулки с лабиринтами из тупиков – это многоразличные отклонения от нормы, где душа человеческая извращает свою сущность и неимоверно страдает (даже если укорененный в страсти человек этого уже и не чувствует). И сегодняшняя идеология глобализма, нацеленная против Христа, на уничтожение семьи, моногамного брака, государств, национальностей, традиционной нравственности, стравливание людей и народов в общей апокалипсической бойне, культ мамоны и жестокости), есть не что иное, как массовое погружение страстного мира в последний армагеддон закипающей во всех бурляших локальных  конфликтах третьей мировой войны, который, по чьим-то планам, должен будет весь, до краев, до вершин Эвереста затоплен человеческой кровью. Глобализм, основанный на антихристианских началах, – это апофеоз ненависти к человечеству, это сакрализация греха, это временное земное торжество дьявола и конченых людей, его верных адептов. Но человечество должно пройти и сквозь это попущение. Вот для этого-то и надо бороться со своим личным грехом. Чтобы тебя, лично тебя не затянуло через него в омут беззакония и не потопило там навсегда. В эти скорбные дни наше стояние во Христе будет особенно ценно в очах Божиих, и нам, за наше мужественное преодоление скорбей, простится, по словам Святых Отцов, множество грехов. И в этом – красота и любовь Господа к нам, христианам периода глобализма. Так что не бойся, душа, ничего, только веруй, и спасешься. Ведь впереди – Царство Небесное и вечная жизнь одесную Бога, к которой мы все, по крайней мере на словах, так стремимся. Жизнь-то здесь – только предначало! Постараемся же жить в соответствии со словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Говори и делай всякую правду без сомнения, смело, твердо, решительно. Избегай сомнений, робости, нерешительности. Не даде бо нам Бог духобоязни, но силы, но любве». Примем же от Бога силы на святую ненависть к своим душепагубным недугам – гордыни, страху, бездеятельности, равнодушию, эгоизму и неверию!


Публикацию подготовил

дьякон Николай ПОПОВИЧ

 

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №6-2008, Протодиакон Николай Попович
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Апология встряски"
Имя:*
E-Mail:*