Журнал «Шестое чувство» регулярно принимает участие в культурологических дискуссиях на страницах «Литературной газеты». Сегодня мы публикуем полную версию полемической статьи о христианском осмыслении феномена зависти, опубликоанную недавно в сокращенном виде в «ЛГ» (№ 51, 2008). Материал стал ответом на спорную статью питерского писателя А. Мелихова, утверждающего, что зависть – это позитивный фактор прогресса, непременное условие развития цивилизации, генератор шедевров мирового искусства.
Всю свою сознательную жизнь я, рядовой православный гражданин, с ужасом наблюдал, как усилиями разного рода секулярных идеологов в России постоянно искажаются традиционные для нее духовные понятия и смыслы – и подменяются на заказные суррогаты. Сначала при строительстве коммунизма, затем – в криминальную «перестройку» и наконец в нынешние лукавые капиталистические будни, лишившие россиян, выражаясь «правдистским» шаблоном, уверенности в завтрашнем дне. Причина моих волнений проста. Жизнь человеческая имеет основания только тогда, когда она утверждена на глубинных, светлых и неизменных духовно-нравственных началах, формирующих здоровое народное сознание, систему его жизнеутверждающих ценностей и общественную мораль, основанную на милосердии и любви. И страшно, когда эти начала корежатся и выворачиваются наизнанку.
Содержание нравственных установок определяет вектор движения человеческого сообщества – либо к добру и свету, либо к деградации и разложению. Все здесь старо как мир. Стремления менять вековечные смыслы и произвольно жонглировать традиционными понятиями (в нашем случае речь пойдет о современных трактовках зависти) так или иначе связаны с идеологическими заказами или же личными амбициозными попытками тех или иных индивидов уловить дух времени и действовать ему в угоду. Коренная причина таких заказов и попыток – все та же зависть, а ее цель – достижение власти или же соучастие в ней, вхождение в долю сильных.
Сегодня универсальное направление мирового сообщества с его разноликой, но во многом уже качественно идентичной президентурой заключено в глобализации географических пространств и соответствующем изменении общественного сознания. Это очевидный факт. Внешние причины формирования очередного геополитического мегагиганта также определены – это необходимость экономического выживания человечества в лице его «лучших представителей». О внутренних же причинах говорить как-то не принято («некорректно»), а они для нас крайне важны как проливающие свет на означенную проблему, ибо основываются, увы, на чьих-то завистливых властолюбивых амбициях, на чьем-то конкретном недовольстве существующим мировым статус-кво. Так вот: реализовать циклопический процесс глобализации возможно лишь в том случае, если он будет основан на идеологии, эффективно формирующей «нового» человека – адепта общемирового развала и черного передела.
Для создания такого айтматовского манкурта необходимо обесценить все традиционные понятия нравственности, черпавшие силы от Бога, и заменить их на ломаные и извращенные понятийные гибриды, морально оправдывающие и идейно освящающие уничтожение «отжившего» мироустройства. Что, собственно, и происходит.
Новая нравственность, формируемая духом времени, меняет сегодня светлый источник и открыто поворачивается к злу, на котором зиждется вся теория и практика утверждающегося глобализма, густо замешанного на крови (Сербия, Ирак, Палестина, Афганистан, Пакистан, Чечня, Приднестровье, Южная Осетия и т.д.). Однако очевидно, что там, где льется невинная кровь, угасает всякая правда, напрочь отходит добро и заменяется злым началом – гордыней, завистью, ненавистью и геноцидом.
Завистливый к чужим независимым жизненным системам глобализм подтачивает сегодня все государственные границы, упраздняет национальности и традиции, пытается подорвать и извратить, прежде всего, общечеловеческую традиционную нравственность, базирующуюся на сакральных установках четырех мировых религий: иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Ведь при всем своем кардинальном догматическом различии все эти религии, тем не менее, разграничивают добро и зло, тьму и свет, грех и добродетель. Традиционные религии, как известно, исторически способствовали росту национально-религиозного самосознания народов, укрепляли их государственность, патриотизм и национализм, стимулировали борьбу с пороками и грехами как на общественном, так и на индивидуальном уровнях. В ортодоксальном ветхозаветном иудаизме (берем только интересующий нас нравственный пласт) нынешние глобалистские процессы перечеркивают его базовый Декалог, в христианстве – девять заповедей блаженства, в исламе – религиозный коллективизм и национализм, в буддизме – тихую отрешенную созерцательность. И во всех четырех – присущее им понятие Высшего Начала.
Как можно назвать такие тенденции? Только подрывным идеологическим тоталитаризмом.
Тоталитаризм происходит в самых разных областях человеческой жизни и всегда начинается с вульгарных упрощений и переосмыслений кардинальных понятий, на которых держится традиционный духовный мир людей. При этом выхолащиваются глубинные смыслы его нравственных императив, ставятся во главу угла узкая прагматика и зоологическая дарвинистская целесообразность. Религиозные конфессии низводятся до уровня примитивных политических союзов и группировок, ликвидируется их священный надмирный смысл. Заповеди любви, доброй нравственности и запрет «не убий» становятся для тоталитаристов ненавистным «атавизмом», который необходимо срочно преодолеть, «размазать», чтобы развязать себе руки и узурпировать власть. Вот конечная цель всех исторических мировых сверхобразований и смысл стараний их политических, экономических и культурологических адептов, вольных или невольных.
Так было во все времена, и исключений на сегодняшний день никаких нет.
А теперь, наконец, подойдем вплотную к теме зависти. Сегодня она активно муссируется в СМИ, но отнюдь не как однозначно негативное явление, а как один из главных позитивных генераторов глобализма. Так, питерский писатель А. Мелихов в статье «Обида побежденных», опубликованной не так давно в «Литературной газете», выкатывает соответствующий пробный шар – как публицист, автор дает положительное и, на мой взгляд, явно ницшеанское определение этого смертного греха, этой убийственной язвы человечества. Почему А. Мелихов стал адвокатом зависти? Неужели он не понимает ее подлинного смысла? Темна вода во облацех, и чужая душа – потемки…
Но как иногда удобно и почти всегда конъюнктурно выгодно отвернуться от Библии с Евангелием и бодро заскользить по жизненной наклонной с томиком Заратустры в руке и расхожей психологией Оси Бендера в сердце. Ведь в таком случае не надо думать о серьезном и мучиться над извечными общечеловеческими проблемами. Но рано или поздно они обязательно заявят о себе. Таков непреложный закон жизни. Ибо куда идти с Заратустрой? К Третьему рейху и ГУЛАГу? К мрачным утопиям Сен-Симона, Фурье и Троцкого, где все весело шагают под прицелом в рабочих робах рыть каналы? Нельзя предъявлять публике свои поспешные умозаключения, за которыми скрывается, увы, либо идейная поверхностность, либо перестроечная всеядность, либо субъективные личные симпатии к утверждающимся глобалистским тенденциям.
Зависть, по учению Церкви, порождается гордостью. Гордыня же, мать и источник всякого греха, – это отрицание Бога, нарочитая самодостаточность твари, сотворенной Творцом и от Него отошедшей. Это дьявол-денница, падшие ангелы, наши праотцы – Адам и Ева, нарушившие заповедь Божию, закоснелые грешники всех времен и народов.
Зависть – это стремление обладать тем, что тебе не принадлежит, что ты не имеешь. Это – смертный грех, нарушение десятой заповеди Декалога (десяти заповедей) Моисеева: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего».
По зависти дьявол отпал от Бога и возжелал присвоить себе Его могущество и власть над миром. По зависти в истории человеческого рода произошло первое убийство – Каин убил Авеля. По зависти сыновья библейского патриарха Иакова продали своего брата Иосифа в рабство. По зависти брат блудного сына дерзко возвысил голос на отца и осудил его за то, что тот простил заблудшего скитальца, своего несчастного покаявшегося сына и тем самым спас его от верной гибели.
По зависти первосвященники руками римлян казнили Господа нашего Иисуса Христа, желая узурпировать Его подлинно Божественную славу и величие.
Зависть пробуждает в человеке самые низменные чувства, которые никогда и ничего не созидают (вопреки тому, что утверждает А. Мелихов), а только развращают его душу. Руководствуясь завистью, можно лишь что-то украсть, хитростью присвоить, насилием или доносом отнять, чем-то, изловчась, завладеть, поживиться за счет обмана. Вот и все. Да, это типичные для капиталистического уклада нечистые качества человеческой души, потрафляющие бездушной конкуренции, сомнительным успехам и победам. Но – где и в чем? В ростовщичестве, в хищничестве, в коррупции, в обмане, в насилии над неугодными конкурентами. И в результате – неправедно присвоенные чужие деньги, проценты, акции, недвижимость, влияние, власть. Но в основе-то – все та же зависть.
Циничная и гнусная, как крапленая колода.
Зависть приводит людей к взаимной ненависти, к культивированию жестокости, к насилию и пролитию крови. Зависть не имеет ни одного положительного параметра. Цель зависти, по глубокому убеждению Святых Отцов Церкви, – видеть того, кому завидуешь, в неблагополучии. Сущность зависти – ложь и злоба. Она – страсть, и притом самая тяжкая как для окружения, так и для ее носителя. Конец зависти – неминуемое убийство и смерть. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит: «корень убийства – зависть». Это – проверенные тысячелетиями духовные реалии.
А. Мелихов говорит: конкуренция и порождаемая ею зависть являются источником прогресса, могучим стимулом всяческих усовершенствований, причиной рождения шедевров мирового искусства.
Нет! Зависть не может быть созидательной по определению. Она неотделима от духа ненависти и разрушения благополучия ближнего. Это ее родовое свойство, смысл ее существования, альфа и омега всех ее проявлений.
Зависть может «созидать» лишь концлагеря, дыбу, «испанские сапоги», электрический стул и гильотину. Прогрессу зависть тоже никак не способствует. И уж тем более не приводит к созданию шедевров мирового искусства. В настоящем творчестве действуют совершенно иные настроения, а именно – радость, вдохновение, желание принести людям добро и счастье. А Сальери – он и есть Сальери. Его зависть закончилась не созданием собственного шедевра, а убийством Моцарта. От зависти появились Гитлер-Шикльбрубер и Сталин-Джугашвили, Македонский и Тамерлан, Чингисхан и Наполеон, Шейлок и Скупой Рыцарь, Ненасытный Банкир и Крутой Брателло, выстроивший особняки на костях закатанных в асфальт конкурентов и впоследствии узаконившийся на должности мэра или депутата. Все эти персонажи объединяет то, что однажды они все дружно восхотели власти – через присвоение им не принадлежащего. И это что – прогресс?..
Зависть ведет исключительно к развитию зла во всех его проявлениях. Зло же – всегда деструктивно, хотя часто прячется под личиной добра. Привести пример? Пожалуйста! «Добр» какой-нибудь «отмороженный» эстрадник-кокаинист, орущий непотребство со сцены и дающий на виду у публики пожертвования в детский дом, где на него молятся все воспитатели во главе с директором. И тем самым освящается весь греховный образ жизни этого господина с тату на выбритом тюленьем затылке. А как же иначе?! Ведь он же никому не нужным детям помогает!... И непотребник-кокаинист, извращенец, которого нельзя подпускать к детям на пушечный выстрел, становится желанным гостем у несчастных малышей и публичным идеалом для подражания.
А вот олигарх, на ворованные деньги отгрохавший на периферии поселок-утопию а-ля Город Солнца с яслями и детскими садами, превосходящими все европейские стандарты, с первоклассной системой социального обслуживания преданных ему рабо…тников. Городок-мечта, где заняты несколько тысяч человек, получающих зарплату на уровне клерков Саудовской Аравии и живущих в натуральном коммунизме на отгороженном от внешнего мира заветном пятачке с высоченным забором с сияющим колье из проволоки Бруно. Все есть! Но за чей счет? А за счет незаконного присвоения общенародных средств, выуженных силой ствола или диалектикой юридического крючка. Но об этом обитатели Города Солнца и слышать ничего не хотят – и поддерживают прикормившего их господина не за страх, а за совесть. Он – хороший, добрый, святой, он любит людей, детей и собак. Вот – психология защиты беззаконников, сколотивших когда-то капиталы на кражах и аферах (веники менял на «Жигули»), а теперь добропорядочных и уважаемых «авторитетов» во власти. А ведь они только из хищной зависти пошли когда-то на все эти аферы, дерзко пожелав того, что им не принадлежало. Где же здесь позитив? Или такие примеры и есть искомый прогресс? Простите…
Не строится храм на крови и народное счастье – на коррупции и убийстве.
От зависти возникли все расистские теории национального превосходства, доктрины первой и второй свежести, поделившие народы земли на сверхлюдей и недочеловеков. От зависти – переделы мира и войны, гнет капитала и сексуальная революция, торговля наркотиком и ржачка над сакральным миром религиозной духовности. От зависти – стравливание народов и издевательство над патриотизмом, развал семьи и массовое совращение подрастающего поколения. От зависти – черные квадраты в живописи, поток сознания и порнозаумь в литературе, грязь, ложь и подлог в публицистике, фальшь, фразерство и смысловой сумбур в современной философии, вульгарный экуменизм и догматический релятивизм адептов новой мировой религии.
Вот такие дела, уважаемый господин Мелихов. И не стоит потрафлять духу времени и оправдывать зависть, напяливая декоративные овечьи шкуры на волка. Кожа тотчас прорвется, и весь мир увидит подлинный звериный оскал. Зависть – не прогресс (правда ведь?), а форменная травля остаточных добрых начал в обществе, противостоящих силам зла. А их действие мы видим повсеместно. И все же не в силе Бог, а в правде. И – в доброжелательстве. Желание добра ближнему – вот то подлинно созидательное начало человеческой души, которое противостоит зависти. Именно оно – и только оно одно на протяжении всей человеческой истории создает не печальные разновидности глобалистского барака, а нравственно здоровое и светлое общество.
Протоиерей
Михаил ХОДАНОВ
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.