Наверное, нет человека, который бы не роптал – на ближних, на детей, а то и на самого Бога. Причин для ропота у нас, кажется, действительно, много: наша внешность, которая нам не нравится, неблагоприятные обстоятельства, нехватка денег, шумные соседи, обиды от ближних, хамство на улице, слишком напряженная работа, завышенные требования со стороны начальства, болезни, плохой климат и так далее. Вплоть до того, что «мир катится не туда», «повсюду жестокость» и «где милосердие и всемогущество Бога. Который есть Любовь?».
Да, в мире, вокруг нас и внутри нас – «все не так, как надо». Это факт. Но неверующий человек, как правило, полагает, что причины всех его бед находятся не в нем, а где-то вовне – и спешит винить людей, обстоятельства, время и Всевышнего во всех тяжких. И нет в таком раскладе никакого выхода, и проблемы у человека лишь усугубляются.
Только в религии мы находим разумное отношение к невзгодам и трудностям, к неудачам и искушениям. Оказывается, что в основном все свои личные и общественные проблем формирует сам человек. Христианство совершенно четко указывает на теснейшую взаимосвязь между ослаблением человеческой нравственности и всякого рода нестроениями – личными, социальными, экономическими, политическими, финансовыми и так далее.
Допустим, ты заболел или отравился. Первое, что приходит в голову – начальство перенапрягло на работе, вот и слег. Или йогурт несвежий продали в магазине, где-то недоглядели за качеством продукции – вот от этого и недуг одолел. В общем, там виноват руководитель, тут – администрация универсама и поставщики. На поверхности – все так оно, может, и есть, но вот в духовном плане – не является ли недуг вразумлением за недавний наш шаг, шажок не туда? Исправь его, покайся – глядишь, и здоровье быстрее вернется.
Теперь – немного шире: при выходе из сберкассы у пенсионерки ловкий вор отобрал кошелек с пенсией и скрылся. Кто виноват? На первый взгляд, вор. И действительно, он совершил преступление, за которое должен понести заслуженное наказание. С ним все ясно, он обидел бедную женщину, которая будет теперь переживать, нервничать и занимать у кого-то деньги, чтобы выжить. Все так. Но кто знает, как вела себя она, эта женщина, вчера в доме? Может, осудила невестку, а может, проклинала внучку за ее непослушание. Или же в мыслях своих возвела хулу на Бога. Вот и получилось, что вразумление пришло окольными путями, через инцидент на улице. Скажете: но есть ведь тихие и скромные люди, которые за всю жизнь и мухи пальцем не тронут, а вот глядите же, и они страдают. За что?
Что касается тихих и совестливых людей, то если взглянуть поглубже, далеко не все в них так тихо и безмятежно. В чинопоследовании православной панихиды есть такие слова: нет человека, который бы жил и не согрешал. Один профессор богословия приводил по этому поводу такой пример. В провинциальном городке жил один очень отзывчивый, дисциплинированный и скромный врач. Он никогда не отказывал больным в их просьбах, вставал, если надо, посреди ночи, в любую непогоду и ехал за тридевять земель лечить заболевших. Его любил весь город, и когда он умер, то не было человека, который бы не вышел и не оплакал его.
И только священник, к которому врач ходил иногда на исповедь, сказал его вдове, чтобы та усердно молилась, дабы Господь простил ее супругу все грехи. «Какие там грехи, батюшка!? – обиделась женщина. – Он же праведник. И все об этом знали». «Поверьте, – отвечал священник, – он делал все из тонкого тщеславия, желая, чтобы о нем хорошо говорили. Там не было любви к людям». Интересный факт, не правда ли? Отсюда становится понятным, что представляют собой порой на деле тихие и внешне скромные люди. Мы здесь ничего не обобщаем, но падшесть человеческой природы и ее расположенность к греху – несомненная духовная реальность, которая сопровождает нас из века в век, от рождения и до смерти. Не понимая, что зачастую именно в нас самих формируется то духовное состояние, которое либо притягивает к себе злые обстоятельства и искушения, либо их отталкивает, мы слепо ропщем на окружающую нас жизнь и тем самым снимаем с себя личную ответственность за проблемы, порожденные или, по крайней мере, спровоцированные самими нами.
Но давайте возьмем теперь проблему ропота еще шире. Допустим, беда приходит к нам как бы совсем независимо от нас – цунами, финансовый кризис, война. И тут-то мы уже ропщем на всю катушку – и на людей, и на власти, и на Бога. Если Бог есть, то как Он мог все это допустить?! Или – это олигархи во всем виноваты! Они довели страну до ручки, распродали все подряд! А ведь, увы, и здесь, в этих бедах тоже есть наша личная лепта. Наша нравственность – вот мощнейшее оружие, таящее в себе потенциальный заряд добра или зла. Выражаясь в образе мыслей и поступках, она создает в обществе свой определенный вектор. Он, в свою очередь, сливается с подобными себе человеческими энергиями, усиливается и создает в обществе либо мир и благоденствие (если вектор – позитивный и деятельно добрый), либо войну и голод, если в основе наших поступков лежат эгоизм, жестокость и рабское потакание злым страстям.
Как мы можем, по существу, роптать на тех же нечистых на руку олигархов (пусть с ними разбирается закон), если внутри нас, как в маленьком зеркале, отражаются подчас все их разросшиеся пороки – безразличие к нуждам общества, самолюбие, жадность, сребролюбие, нежелание ни в чем помогать ближнему и прочее.
Да-да, все эти недобрые качества тоже в нас присутствуют, пусть еще и латентно. Они заложены в наших сердцах в виде семени и только ждут своего часа, чтобы проявиться и дать о себе знать. А уж если сложатся на то удобные условия и обстоятельства, не станем ли мы, не дай Бог, еще хуже, чем те, кого мы обличаем во всех наших народных бедах? Не станет для кого-то небо с овчинку? Это очень существенный вопрос.
Изменись сам, учит Святое Православие, и тогда мир начнет меняться вокруг тебя. Станешь лучше – и все вокруг тебя просветлеет и очистится, как небо после грозы. Все зависит только от степени твоего рвения. Спросишь: но как измениться? Что это такое? И где взять на это силы? Ответ: стремись на деле исполнять светлые Евангельские заповеди (всем нам они хорошо известны), и ты поймешь, что только на этом пути утихает ропот, прекращается недовольство другими людьми, гаснет раздражительность, остывает гнев, ярость и злоба. В сердце, стремящееся жить по-христиански, вселяется правильная и спасительная мысль о том, что все другие люди – точно такие же, как и ты. Немощные, слабые на добро, изворотливые на зло.
Зло же они делают, оказывается, из-за того, что над ними, как и над тобой, довлеют постыдные страсти, грехи. Поэтому нам нужно ненавидеть только грехи, а человека жалеть и любить. Это – идеал христианства, трудный, но с помощью Божией, вполне достижимый. Помощь же эта даст силы преобразить ропот в любовь, мир и долготерпение. И каждый, внемлющий Богу, получит от Него это содействие при условии, если возненавидит грех. Все очень просто. А помощь Божия в виде великой духовной силы, появления добрых людей и благоприятных обстоятельства придет через молитву, пост и участие в спасительных таинствах Святой Православной церкви.
Будем же помнить, что ропот поистине страшен по своим разрушительным последствиям. Он проявляется в насилии, пролитии крови и убийстве, С другой стороны, ропот неотделим от тоски, так как наряду с гневом и ненавистью он порождает в человеке чувство безысходности, непоправимой несправедливости, боль обделенности, ощущение собственного убожества и ненужности. С такими мыслями человек прямиком скатывается в бездну тоски, которая сжимает сердце, лишает его смысла жизни, заставляет полностью опускать, а то и накладывать на себя руки. Тоска – это потеря интереса к себе, к миру, к жизни в целом. Она – результат духовной капитуляции, предательство замысла Божиего о человеке, мутный источник внутреннего духовного омертвения и безразличия. Глубинная причина тоски – безбожие, отсутствие стремления опереться на Его мощную десницу, смириться перед Его всеблагом Промыслом, следствие самонадеянности, затаенной гордыни, которая ломает духовный стержень человека от соприкосновения с тем или иным испытанием.
Кроме того, такие горькие реалии, как болезни и старость, одиночество, предательство, смерть детей и ближних, тоже часто бросают человека в омут тоски. А ведь сказано: «Возложи на Господа печаль твою, и Той тя препитает». И пока эти слова не зазвучат набатом в нашем сердце, пока мы не откроем свою душу для Бога, мы не избежим ни злого ропота, ни зеленой тоски.
Все эти состояния – удел гордых, неверующих, духовно дезориентированных и потому потерянных людей. Гордость при этом – самый страшный грех. Она отсекает человека от Бога, воздвигает на Него ропот и вражду, и постепенно, шаг за шагом, умерщвляет своего обладателя, корежит его, духовно калечит и делает совершенно беззащитным даже перед мало-мальски сложными обстоятельствами.
Тоска закономерно переходит в отчаяние – последнюю стадию ропота. Человек полностью лишается всех жизненных ориентиров, отказывается от всех ранее существовавших авторитетов. Ни ближний, ни родной ребенок, ни любовь, ни нежность – ничего уже не может остановить несчастного отчаявшегося человека.
Он балансирует между жизнью и смертью, его земное бытие может прерваться в любое мгновенье, он – на расстоянии толщины волоска от самоубийства.
Я знал одну несчастную молодую женщину, москвичку, которая от гнета тоски и отчаяния, будучи неверующей, искала случая свести счеты с жизнью. С нею разговаривали родные – не помогало. Общались и убеждали не делать непоправимый шаг священники – никакого эффекта. Ее тоска, наработанная годами бездуховной личной жизни, ввергла ее во мрак отчаяния, и она уже ничего не слышала и не понимала. Внешне только говорила: «Да-да, хорошо, конечно», а сама продолжала тайком вынашивать план самоубийства. И, наконец, подговорила каких-то бомжей, заплатила им деньги, и они повесили ее на дереве прямо за одним монастырем, предварительно перерезав ей горло.
Страшный конец, начавшийся с ропота и незаметно перешедший в тоску и отчаяние. А разве мало таких случае по Москве да и по всей России?
Повторимся – только жизнь по Святому Евангелию способна открыть человеку глаза на себя, вернуть его в состояние осознанности, даровать трезвое рассуждение, нелицемерное покаяние, спасительную ненависть к пороку и видение, прежде всего, своих грехов, а не чужих. И тогда перед нами вновь откроется великий и прямой путь, ведущий в вечную жизнь. Конечно, трудно и непросто идти по нему. Вспомним, как порой мучительно сложно сделать любое бескорыстное и благое дело.
В Православии такой путь называется жизненным Крестом человека.
И пусть подлинным утешением для нас на этом пути станут светлые слова почившего архимандрита Иоанна (Крестьянкина), сказавшего как-то в наши непростые времена о пользе борьбе с ропотом следующее:
«Последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги. И как же это так: придем ни с чем, а будем больше сделавших великое? Ради тех немногих, без ропота принявших Крест из руки Божией и восшедших на него и не пороптавших на нем, Милость Божия воздаст так, что ни на ум, ни в сердце нам не придет».
Михаил ВЛАДИМИРОВ
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.