Пятнадцатого апреля сего года в Кремле состоялась встреча Президента России Д.А. Медведева с членами Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека. В этой встрече мне также довелось принять участие. Более того – я обратился к Дмитрию Анатольевичу с выступлением, посвященным донельзя наболевшим проблемам города-музея Пскова. Привожу свои слова полностью:
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Прежде всего позвольте поблагодарить Вас затеплые слова телеграммы, направленной по случаю 50-летия моей творческой деятельности.
К огромному сожалению, государственные изменения постперестроечного времени повлекли за собой катастрофическое разрушение драгоценных памятников истории, архитектуры и культуры России. Мне повседневно приходится принимать посильное участие в предотвращении гибели охраняемых государством сокровищ. Особую тревогу вызывает беда, обрушившаяся на Древний Псков, один из самых важных центров российской государственности. За последние несколько лет СМИ, особенно ВГТРК, газеты «Известия», «Литературная газета», «Слово» и многие другие, публиковали материалы о псковской трагедии. Увы, безрезультатно.
Руководство Псковской области, сначала губернатор Е.Михайлов, а потом М.Кузнецов, довело город-музей до состояния более печального, чем то, в каком он предстал в июле 1944 года, когда из него изгнали фашистов.
Поверьте, Дмитрий Анатольевич, я не преувеличиваю. Большинство храмов, крепостных стен и древних жилых построек страшно запущены, превращены в руины или в отхожие места. Даже один из древнейших русских монастырей – Мирожский Спасо-Преображенский, построенный в XII веке и сохранивший уникальный комплекс фресок того же времени, требует срочной помощи. Рядом со всемирно известной церковью Богоявления, в Запсковье (XV век), буквально в нескольких шагах, появился многозвездочный отель, подчеркивающий полную заброшенность и разрушенность архитектурной жемчужины.
Псковские ликероводочные олигархи умудрились рядом с гниющими стенами древнего города понастроить такое количество таунхаусов, что «Рублевка» позавидует.
Особенно чудовищно смотрятся эти «стокгольмские кварталы» рядом с Троицким собором и кремлем – резиденцией псковского владыки Евсевия, который никак не реагирует на творящийся беспредел и осквернение высокого смысла православия.
Покровская башня XVI века – символ военной моши Псковского княжества, которая не преклонилась перед многими чужеземными захватчиками, была блистательно восстановлена местными реставраторами в 60-е годы прошлого века. Сейчас же она совсем заброшена и служит туалетом для прохожих. Ее пытаются выставить на тендер, чтобы открыть здесь очередное увеселительное заведение. Псковская реставрационная мастерская (!) построила рядом с Покровской башней многоэтажный жилой дом, уничтожив панораму древнего города.
Я мог бы долго перечислять все напасти разрушающейся колыбели нашей истории. Не услышали горе-губернаторы наш призыв прекратить отмечать показные юбилеи, когда дом без крыши, с разрушенными стенами и загаженными внутренними покоями. Надеюсь, что пришедший им на смену молодой глава администрации Андрей Турчак вместе с энтузиастами, хранящими историко-культурные богатства Пскова, в режиме чрезвычайности приступит к возрождению поруганных святынь.
Не надо ссылаться на кризис. После войны мы жили в условиях суперкризисных. Когда еще гремели орудийные залпы, в конце 1944 года, не имея подчас крыши над головой и получая скудный продовольственный рацион, реставраторы восстанавливали дворцы и парки Санкт-Петербурга, развалины Великого Новгорода, Пскова и других исторических городов. А уже через 15 лет, когда я первый раз приехал работать в Псков, город порадовал меня чистотой, ухоженностью, белоснежными стенами восстановленных монастырей и храмов.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, нужно срочно принимать федеральную программу по спасению Древнего Пскова. Псковская земля – западное наше порубежье, здесь проходит граница с Шенгенской зоной. Мы просто обязаны возродить древний форпост России.
Я знаю многих людей, которые готовы прямо сейчас начать работы по восстановлению историко-архитектурного наследия Псковщины. Необходимо создать архитектурный и природно-ландшафтный Изборско-Печорский заповедник. Эту «псковскую Швейцарию» уже сейчас начинают уродовать различными постройками, вторгаясь в многовековую здешнюю гармонию.
Следует немедленно прекратить постоянную травлю со стороны чиновников в отношении Вашего советника, директора Пушкинского заповедника Г. Н.Василевича, так много сделавшего для благоустройства поэтического приюта классика. Иначе и этот оазис на Псковщине превратится в подобие городских руин. Только начали возрождаться в Михайловском некогда грандиозные праздники поэзии, а циничные бюрократы всячески стремятся сорвать их.
По опыту прежних лет, когда памятники были окружены заботой и вниманием, необходимо возродить традиции студенческих строительных отрядов и устройство летних лагерей на Псковской земле.
У стен Изборска, Печоры, Пскова начиналась история нашего государства. Здесь же она должна продолжать развиваться».
КОММЕНТАРИЙ
Я впервые в своей долгой жизни встречался с главой государства, да еще докладывал ему о такой актуальной для России проблеме, каковой на сегодня является спасение от погибели одного из древнейших ее городов – многострадального Пскова, Читать по бумажке я сызмальства не научен, тем более что письменное мое обращение Д.А. Медведеву передавала Э.А.Панфилова. За четыре минуты я рассказал о всех болевых точках оказавшегося в беде любимого города, о тех, кто виновен в сложившейся катастрофической ситуации, а главное – предложил обсужденные со специалистами и единомышленниками меры по возрождению Пскова. Говорить мне было легко, ибо я увидел, что руководство страны слушает заинтересованно и небезразлично.
А это дорогого стоит.
С благодарностью принял Дмитрий Анатольевич приглашение псковского губернатора А.А. Турчака и директора заповедника «Михайловское» Г.Н. Василевича посетить Пушкинский праздник поэзии; не остался Президент равнодушным к информации о проведении в Москве («Дом Пашкова») торжественного вручения общероссийской премии «Хранители наследия», присуждаемой за заслуги и сохранение историко-культурных сокровищ. По поручению руководства Министерства культуры РФ «Росохранкультуры» я передал Президенту проект Указа об учреждении почетного звания «Заслуженный реставратор Российской Федерации».
Прямо из Кремля, после пресс-конференции, посвященной церемонии вручения премии «Хранители наследия», отправился я во Псков, где на следующий день в областной администрации состоялся «круглый стол» по проблемам восстановления историко-художе-ственных и архитектурных памятников Псковской земли. Инициатором этой важной встречи стал Комитет по культуре и туризму Государственной думы РФ. Его руководитель Г.П. Ивлиев неформально подходит к решению вопросов, связанных с охраной культурного наследия. Нынешний его приезд во Псков и участие в работе «круглого стола» молодого губернатора А.А. Турчака помогли сдвинуть с мертвой точки возрождение разрушенных за годы либерастского управленчества сокровищ Псковщины. Принято решение о срочной выработке концепции по восстановлению уникальных архитектурно-художественных комплексов; о развитии туризма и паломничества к псковским святыням с непременным обустройством автомобильных магистралей. Руководству страны будет представлен проект федеральной программы по спасению и возрождению земли Псковской – пограничного порубежья России, граничащего с Шенгенской зоной. Я уверен, что нам удастся сделать это движение общероссийским и привлечь к нему как можно больше молодежи.
Этой проблеме была посвящена и наша встреча с новым мэром Пскова Я.В. Лузиным. Уже 24 июля, когда Псков будет праздновать 65-летие освобождения от нацистских полчищ, состоится мощная акция по активизации молодежного движения «Все на возрождение Древнего Пскова». Меня особенно радует назначение советником по культуре псковского губернатора И.В. Гаврюшкина. Он последние годы много делает для восстановления скита Святогорского монастыря и вместе с Г.Н. Василевичем возрождает былую славу Пушкинских праздников поэзии в Михайловском. Будем привлекать к ответственной работе псковичей и жителей других городов, способных оказывать конкретную помощь в трудном деле.
Активно включился в псковский проект и председатель Попечительского совета Всероссийского общества охраны памятников П.А. Пожигайло, который давно сотрудничает с А.А. Турчаком и Г.П. Ивлиевым. Их подлинно патриотическое отношение к истории и культуре России, хороший эмоциональный настрой и умение работать служат гарантией достижения конкретных результатов в возрождении Псковщины.
Что касается последних обвинений Василевича в присвоении казенных денежных средств, то здесь, несомненно, пахнет каким-то нечистым заказом. Василевич – принципиальный, честный и порядочный человек, всецело преданный идее российской культуры и ее возрождения. В связи с этим Валентин Распутин, Игорь Золотусский и я в начале мая 2009 года обратились сразу к нескольким высокопоставленным лицам, а именно – к советнику Президента Российской Федерации, секретарю Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Лаптеву Ю.К., председателю комитета по культуре Госдумы РФ Г.П. Ивлиеву, секретарю Общественной палаты В.П. Велихову, председателю совета при Президенте РФ «Гражданское общество» Э.А. Панфиловой, губернатору Псковской области А.А.Турчаку и полпреду Президента РФ по СЗФО И.И. Клебанову с письмом следующего содержания:
«Из средств массовой информации нам стало известно о возбуждении уголовного дела против генерального директора Пушкинского музея-заповедника «Михайловское», члена Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству Василевича Г.Н. Дело возбуждено Островским межрайонным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Псковской области. Г.Н. Василевичу инкриминируются служебный подлог и мошенничество с использованием служебного положения. «Особо крупный размер хищений» исчисляется 172 тысячами рублей.
Совсем недавно в газете «Известия» мы писали Президенту РФ Д.А. Медведеву о постоянных провокациях в отношении Г.Н. Василевича; о непристойной ситуации с «Михайловским» на пленарном заседании Общественной палаты говорил Председатель Ассоциации реставраторов Ямщиков С.В. Он же на встрече в Кремле членов Президентского Совета «Гражданское общество» с Президентом еще раз предупредил о выморочных проверках в «Михайловском» со стороны следственных органов.
Мы нисколько не сомневаемся в глубочайшей порядочности и профессиональном соответствии занимаемой должности Г.Н. Василевича, сумевшего сохранить традиции великого музейщика С.С. Гейченко и добротно обустроить заповедник за последние 15 лет. Если архитектурно-историческое наследие Пскова находится на грани уничтожения, то заповедник живет и действует по законам мирного времени.
Не мог Г.Н. Василевич заниматься подлогами и мошенничеством. Ошибки в его большом хозяйстве возможны, но преступления абсолютно исключены.
Мы уверены, что проверка «Михайловского» следственными органами проводится по инициативе лиц, заинтересованных в дестабилизации хорошо действующего административного механизма и отстранении высокопрофессионального руководителя от занимаемой должности. Результатом этой провокации, сопровождающейся грязными наветами на Г.Н.Василевича в средствах массовой информации, станет уничтожение уникального музея-заповедника.
Просим Вас обратиться с запросом в вышестоящие инстанции Прокуратуры РФ о пересмотре юридических мер в отношении Г.Н. Василевича».
Повторяю – с делом Василевича надлежит разобраться непредвзято и беспристрастно. Ибо если мы потеряем Василевича, появится еще одна зияющая дыра в музейном деле России. С Пушкинским заповедником я, как пскович, связан кровными узами. Жизнь моя прошла бок о бок с Семеном Степановичем Гейченко, его бывшим директором. Тригорское тогда было своего рода Меккой, где собирались все деятели культуры, особенно псковские, – реставраторы, художники, писатели. Да все мы там окормлялись! На пушкинские праздники собиралось до ста тысяч человек, а иногда и больше. Туда приезжали Андроников и Козловский, лучшие певцы и чтецы. Это были праздники покруче Первого мая! Царило по-настоящему праздничное настроение. И по поведению людей было видно, что Россия – действительно самая читающая и слушающая страна в мире. По тем временам не побывать в Псковщине и в Михайловском означало приблизительно то же самое, что сегодня не побывать в Куршавеле. Было с кем поговорить и на что посмотреть.
Когда Семен Степанович стал стареть (а умер он в 92 года), я думал о теории Гумилева. Пассионарность, утверждал этот ученый, обычно заменятся антипассионарностью. Уйдет Гейченко, и ничего взамен уже не будет. Образуется яма. То есть придет какой-нибудь чиновник и задушит всякое движение жизни.
Сам я в то время на несколько лет по состоянию здоровья выбыл из строя. Но всякий раз, когда ко мне приезжал мой псковский друг, писатель Валентин Курбатов, я слышал от него, что новый директор Михайловского – Георгий Василевич, молодой парень тридцати с небольшим лет, – отлично ведет дело. Он окончил Белорусский университет, по образованию юрист и экономист. Его назначение совпало с 200летним юбилеем Пушкина, когда дали огромные деньги. Помню, мне Валя Курбатов признавался, что каждое утро ходил на молебен и умолял Господа, чтобы деньги не украли. И Василевичу удалось сделать так, что не украли ни копейки.
Гейченко был богемный гений. Его не интересовало, где что стоит или как что лежит и прочее. Он занимался наукой. Василевич же, продолжив научную линию Гейченко и развив движение молодежи и доброхотов, открыл различные секции (жизнь там просто бурлила) и издал массу краеведческо-заповеднической литературы. Одновременно, как рачительный хозяин, он все привел в порядок – все было вычищено и выметено. Он построил всем сотрудникам дома, так как раньше они жили в совершенно ужасных условиях. В Петровском, Тригорском и Михайловском он построил гостевые дома. Для примера скажу: однажды я привез своего друга, который был немецким послом в СССР, в Михайловское, предварительно показав ему Псков. Над Псковом он плакал, а приехав в Михайловское, сказал: «Савва, ну могут же!.. Это не ниже Швейцарии и не хуже любого германского поместья – в смысле организации и порядка!»
Итак, на директора заповедника накатили некоторые дельцы, видимо, кого-то метили на его место. Однако Василевича поддержала Москва. Его сделали членом президиума Президентского совета по вопросам культуры. И я могу сказать о нем только одно – он исключительно серьезный руководитель, никогда и ни с кем не допускавший блатарских отношений. Например, по вопросам земли он абсолютно четко не дает никому разрешения ни на какие строительства, сохраняя первозданную красоту заповедника, а это – тысячи гектаров. Ясно, почему его хотят сейчас скинуть.
Правда, года два назад к нему пришли газпромовцы и сказали, что хотели бы на месте бывшего свинарника построить гостиницу. Он сказал: «А что вы можете сделать для заповедника?» Дело в том, что на том месте строить, в принципе, было можно. Но вопрос прозвучал со всей определенностью. Те ответили: «Можем все». И Василевич подытожил: в Тригорском стоит разрушенная деревянная церковь XVIII века. Ее надо отреставрировать. Готов проект по ее восстановлению. И есть такой плотник Семочкин, у которого талант плотничать – от Бога. На Питерском тракте под Гатчиной он один, своими руками сделал пушкинский музей станционного смотрителя. Причем сделал все идеально – от и до. А еще он восстановил сгоревшую усадьбу Набокова в Рождествено. Сын его – тоже реставратор. И вот они-то и подготовили проект церкви.
Газпромовцы заплатили около пятнадцати миллионов рублей, и сейчас там стоит красавица-церковь. Но это был единственный раз, когда Василевич дал добро. Во всех остальных случаях – решительный отказ.
Василевич – принципиальный человек. Нынешнее дело против него – полностью вымороченное. Цель – продолжить уничтожение русской культуры, как это было сделано Швыдким в Абрамцево. Там уничтожены парки, воды, вся усадьба. А директора усадьбы господина Пентковского, этого агента иезуитского ватиканского колледжа, так и не привлекли к уголовной ответственности! То, что он творил в усадьбе, невероятно – им строился там свой огромный жилой дом! А его просто сняли с работы, и все. Без последствий.
Василевич же, движитель культуры, кому-то мешает. А самое главное, он ни в какие экономические игры ни с кем играть не собирается. Его не купишь. Поэтому распускают слухи, что он – миллионер. Василевич – белорус, у него осталась квартира в Минске от родственников. И его оппоненты заявляют, что вилла у него – бок о бок с Лукашенко. Все понятно. Тот, кто пускаtт дезу, мыслит своими категориями.
В деле Василевича я четко вижу происки коррумпированных чиновников. Сейчас они поняли, что у них земля горит под ногами – ведь вся Россия за Василевича. Против него – только те, кто интересуется одним – собственным карманом и кому на русскую культуру наплевать.
Вот и все.
Председатель
Ассоциации реставраторов России
Савва ЯМЩИКОВ
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.