Икона святителя Иоанна Златоуста из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 14 век. Фрагмент
...лихоимцы... Царства Божия не наследуют.
(1 Кор., 6:10)
Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих (на вас). Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как-бы на день заклания.
(Иак., 5:1–5)
Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтоб устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастия! Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей.
(Авв., 2:9–10)
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
(Притч. ,10:2–3)
...в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его.
(Деян., 1:16–18)
Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем.
(Иер., 17:11)
Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.
(Притч., 28:21)
Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям.
(Притч., 28:24)
Богатство заключает в себе ещё то зло, что неправедно приобретший его, совершая грехи безнаказанно, никогда не перестаёт совершать их, получает раны неисцельные, и никто не налагает на него узды.
Cвт. Иоанн Златоуст
Если же надмевает тебя неправедно собранное богатство, то оно скоро изблюется тобой, потому что по природе своей течёт и не постоит на месте. А ты возбудишь великий смех, прилепившись к преходящему, как к чему-то постоянному.
Прп. Исидор Пелусиот
И хуже всего то, что ты грабишь и лихоимствуешь не потому, чтобы тебя угнетала нищета и понуждал голод, но для того, чтобы больше вызолотить узду у коня, кровлю на доме.
Свт. Иоанн Златоуст
Кто у другого отнимает деньги и ввергает его в нищету, тот себя предаёт смерти; другого в этом мире изнуряет нищетой, а себе приготовляет вечное наказание.
Свт. Иоанн Златоуст
Нет ничего опаснее любостяжания; хотя бы ты к своим хранилищам приделывал цепи и запоры, напрасно будешь делать всё, если заключил внутри любостяжание, этого злейшего разбойника, который может отнять у тебя всё. Как же, скажешь, многие любостяжатели не подвергаются этому? Непременно подвергнутся, хотя и не вдруг; а если избегнут теперь, то тем страшнее будет тогда; они соблюдаются для большего наказания. Притом, если они сами избегнут, то наследники их испытают заслуженное ими. Но, скажешь, справедливо ли это? Письма справедливо. Получивший наследство, приобретённое неправедно, хотя сам и не похищал, но владеет чужой собственностью, знает это хорошо и потому справедливо может пострадать. Ибо, если бы ты взял что-нибудь от грабителя, а потом ограбленный пришёл бы к тебе и стал требовать своё обратно, то мог ли бы ты оправдываться тем, что не ты ограбил его? Отнюдь нет. Что отвечал бы ты, скажи мне, против обвинения? Что другой отнял? Но ты владеешь. Что другой ограбил? Но ты пользуешься. Это известно и из законов внешних, которые, не касаясь похитителей и грабителей, повелевают взыскивать с тех, у кого кто найдёт свою собственность. Итак, если ты знаешь обиженных, то вознагради их и сделай так, как сделал Закхей, с великим избытком; а если не знаешь, то я укажу тебе другой путь и не лишу тебя врачевства: раздай всё бедным и таким образом исправишь зло. Если же иные передали такое имущество детям и внукам, то они испытали вместо одного другое зло. От имущества все будут одинаково обнажены, но одни из людей будут покрыты грехами, нажитыми с имуществом. Что мы сделаем в тот день, когда обнажённый и лишившийся всей собственности предстанет перед страшным судилищем, и никто не будет защищать нас? Что ты скажешь Судии? Теперь ты можешь обмануть суд человеческий, а тогда человеческого суда уже не будет; или лучше, не можешь и теперь, ибо и теперь тот суд – в своей силе.
Свт. Василий Великий
Любостяжатель – вор и разбойник, даже хуже, потому что бесчеловечнее. Вор не настолько, по крайней мере, дерзок, он таится и налагает руку ночью, как бы стыдясь и боясь греха, напротив, любостяжатель, поправ всякий стыд, с открытым лицом среди площади грабит всех, будучи в одно и то же время и вором, и мучителем. Он не подкапывает стен, не гасит светильника, не открывает сундука, не разламывает печатей. Но что? Он поступает более дерзко, нежели те: на глазах обижаемых он выкидывает всё вон, с дерзостью открывает всё и заставляет их самих выкладывать своё имущество. Это верх насилия! Он тем гнуснее, чем бесстыднее и бесчеловечнее. Потерявший что-нибудь вследствие обмана хотя и скорбит, но нимало утешается тем, что обидевший его, по крайней мере, боится его самого; а тот не только претерпел зло, но ещё подвергся презрению, не имея возможности противиться наглости, так как возбудил бы только больший смех.
Свт. Иоанн Златоуст
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.