Сегодня мы многое подвергаем переосмыслению и «реабилитируем» то, что еще совсем недавно было принято критиковать и бесповоротно отвергать, зачастую даже не читая того или иного произведения, будь оно трижды талантливым или даже гениальным, а только слепо веря на слово «авторитетам».
Так случилось и с памятником средневековой русской литературы XVI века, надолго ставшим синонимом «темного царства». Эта точка зрения, совершенно не отвечающая истинному содержанию этой уникальной книги, в которой, прежде всего, сконцентрировано духовное мироощущение своего времени, господствовала в нашем обществе и вдалбливалась в наши головы многие и многие десятилетия.
Речь идет о произведении, полное название которого таково: «Книга, называемая Домострой, содержащая полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам». И оно говоритт само за себя.
Другими словами, «Домострой» – это энциклопедия русской жизни XVI века. В ней наряду с частными советами – к примеру, как солить рыжики или содержать посуду в чистоте – даны и более серьезные рекомендации: как устроить свой дом так, чтобы в него было «как в рай войти»; как обустроить свои взаимоотношения со всеми членами семьи и многое другое.
Единого мнения о том, кто является автором этой книги, до сих пор нет. Предполагают, что им мог быть сподвижник и духовный наставник молодого царя Ивана IV, будущего Грозного, протопоп Сильвестр (уж больно узнаваемы многие из приведенных наставлений – не иначе как почерпнутые из Закона Божиего и других Священных книг).
До нашего времени сохранилось около сорока списков (экземпляров) этого произведения. Перелистаем же некоторые страницы «Домостроя», чтобы составить свое собственное мнение о незаслуженно отвергнутой и позабытой книге. Подивимся мудрости наших предков.
ОСНОВА ОСНОВ
В известный с незапамятных времен девиз «В здоровом теле – здоровый дух» сама жизнь внесла поправку. Сплошь и рядом, особенно в последнее время, когда непременным показателем благополучия стало увлечение фитнесом, дайвингом и тому подобными новомодными спортивными занятиями, мы видим физически здоровых, с отменной мускулатурой молодых (и не очень молодых) людей. Тело их, безусловно, здорово, и это по большому счету, хорошо. Но, простите, куда же подевался тот самый «здоровый дух»? Неуважение к окружающим, а зачастую откровенное хамство, нескрываемая демонстрация своего превосходства над малыми мира сего, непристойная брань, половая агрессия – вот далеко не полный перечень «нравственных качеств этих «здоровячков».
Несостоятельность этого девиза настолько очевидна, что хочется его подкорректировать и написать примерно так: «Здоровое тело благодаря здоровому духу». Именно духовно-нравственное воспитание человека должно быть положено во главу угла.
Гражданам далекого XVI века не надо было «выдумывать велосипед» – вся тогдашняя жизнь была подчинена религиозно-нравственным законам. Выделю в слове «подчинена» его корень – чин, то есть порядок. И уточню: именно религиозно-нравственные законы упорядочивали всю жизнь русского общества, а ее стержнем была жизнь религиозная. Именно поэтому первые главы «Домостроя» наставляют в том, «Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым…» (гл. 2); «Как любить Бога всею душою и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе» (гл. 4) и т.п.
Как просты и одновременно емки и глубоки приведенные в них наставления: «…возлюби Господа Бога твоего всею душою своей…, и стремись все свои дела и привычки, и нравы соразмерять с Заповедями Его, и при этом возлюби всякого близкого человека, по образу Божию созданного…, живи добрыми делами, в чистоте и покаянии…» (гл. 4).
Жизнь патриархальной русской семьи буквально сплеталась с жизнью Церкви: это и обязательное участие всех в церковных богослужениях, празднествах и таинствах; и благочестивые домашние обряды; и паломничества по святым местам, и т.п.
В «Домострое» можно было найти рекомендации, «Как святителей почитать, также и священников и монахов» (гл. 5); «Как посещать в монастырях и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби» (гл. 6); «Как в Церкви мужу и жене молиться, чистоту хранить и никакого зла не творить» (гл. 13).
Не для нас ли, сегодняшних, эти полутысячелетней (!) давности наказы: «…милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай…» (гл. 6);
«…в Церкви ни с кем не беседовать, стоять в молчании, слушать, не оглядываясь; ни к стене не прислоняться, ни к столбу…, не переступать с ноги на ногу...; не выходить до конца службы из Церкви, придти же к самому началу» (гл. 13).
В каждом доме «красный» угол непременно отводился для икон. К благоговейному отношению к родовым святыням призывал и «Домострой» А к святым образам прикасаться лишь с чистой совестью...
Чистая совесть. Постоянно обращается «Домострой» к этой нравственной категории, о которой мы сегодня предпочитаем и не вспоминать, а если невзначай и упомянем в разговоре, то уж непременно с насмешливым оттенком – как о чем-то архаичном, вымершем и даже почти неприличном в наше демократическое времечко!
А ведь, действительно, какая малость: живи себе, человек, по чести, по совести, и тогда жизнь вокруг тебя непременно преобразится. Жить же по совести учили с детства – по Закону Божиему да «Домострою». И знал с младых ногтей каждый русский человек тринадцать «не»: «не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться» (гл. 21).
Да и следующие рекомендации можно со всей определенностью назвать «жизненным кредо» тогдашнего жителя России. Жаль, что не нынешнего… «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся; средних как братьев почитай; немощных и скорбных утешь любовью, а младших как детей возлюби – никакому созданию Божию не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай;…всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи; если обидят – не мсти, если хулят – молись; не воздавай злом за зло; согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах...» (гл. 7).
ГЛАВА ДОМА
Во все времена основой любого государства была семья, недаром ее именовали «ячейкой» общества. Вот только почему «была»? Обратимся к неумолимой статистике: в настоящее время в России из десяти пар, состоящих в официальном браке, восемь (!) распадаются (по всем возрастным группам). Среди пар, так сказать, гражданских «разбегаются» более 60%. Столь удручающая картина свидетельствует об одном – о крахе института семьи в нашей стране.
Причин тому множество. Вот лишь некоторые из них:
1. То самое пресловутое «равноправие», которого в браке быть не может, что называется, по определению. Ибо, хотим мы того или нет, Самим Всевышним установлено главенство мужчины и подчиненность ему женщины: «…не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18).
2. Поощряемый чуть ли не с пеленок индивидуализм – начальная степень эгоизма. По словам известного православного педагога и писателя, священника Александра Ельчанинова (1881–1934): «Индивидуализм… создает в браке особые трудности. …самое, казалось бы, простое, но и самое трудное – решимость занять каждому свое место: жене – смиренно стать на второе, мужу – взять тяжесть и ответственность быть главой».
3. Беспардонно насаждаемая почти всеми СМИ погоня за всевозможными удовольствиями как главной целью человеческой жизни.
В полном соответствии с «мечтой» Алена Даллеса: «Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Надо создать и вдалбливать в сознание культ секса, культ насилия, садизма и предательства…»
А потому зомбированный сильный пол (по большей части), забывая, а то и вовсе игнорируя свои семейные обязанности, стремится лишь к этому самому «запретному плоду» – ну нет никаких сил, как хочется попробовать чего-нибудь еще «погорячее»!
Хотя даже монаху Епифанию из Афин, давшему обет безбрачия (как, впрочем, и любой другой инок), ясно как дважды два, что «неженатый человек имеет права и обязанности. Когда он женится, тогда у него становится прав меньше, а гораздо больше обязанностей.
Но когда появятся дети, тогда у него совсем нет прав, а только одни обязанности» (из книги «Поучения старцев»).
При таком вопиющем положении дел на извечные русские вопросы: «Что делать?» и «Как быть?», думается, есть лишь один ответ: немедленное духовно-нравственное оздоровление общества.
Во времена «Домостроя» все было проще: каждый с детства разумел свое место в обществе, свои права и обязанности. А сам патриархальный уклад жизни в полном соответствии с Божиими установлениями отводил именно мужчине главенствующую роль: он – первое лицо в семье, глава своей жене, хозяин дома, им ведется и держится семья.
Муж – господин, значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что делается в его маленьком «царстве-государстве», в том числе и за жену: «Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением…» (гл. 29); «…а увидит муж, что у жены непорядок… или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом. Если она понимает – тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить и попенять, и с любовью наставить и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа – всегда жить в любви и согласии» (гл. 38) (уточню: в XVI веке слово «наказать» означало «учить», «наставлять»).
Специально выделила здесь слово «любовь». Вот так-то, ни много, ни мало: то самое пресловутое «темное царство», оказывается, строилось и держалось на любви и согласии!
Во всяком случае, именно к этому призывал «Домострой». Другой вопрос – слышали ли его тогдашние мужья?
ЕМУ ПОМОЩНИЦА
Много позже, в веке XIX, один из великих русских классиков, много чего повидавший на своем веку: принимавший участие в боевых действиях; завсегдатай великосветских салонов, волочившийся за многими дамами, а потому прекрасно разбиравшийся в мужской и женской психике; отец большого семейства, признавал, что вот как раз-то любить (выделено мной. – О.Г.) большинство мужчин и не умеет. Наверное, подрастеряли они это прекрасное качество в бесконечных многовековых битвах…
«Мужчины не могут делать того высшего, лучшего и наиболее приближающего человека к Богу дела – дела любви, дела полного отдания себя тому, кого любишь, которое так хорошо и естественно делали, делают и будут делать хорошие женщины. Без женщин-врачей, телег-рафисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей. помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что в нем есть, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем все это лучшее, – без таких женщин плохо было бы жить на свете» – писал Лев Николаевич Толстой (это о нем речь).
«Домострой» тоже не обошел своим вниманием прекрасную половину человечества, посвятив немало страниц ее обязанностям: «Мастерицы хорошие жены – доход и сбереженье всему…» (гл. 30); «Как всякое платье кроить…» (гл. 31); «Как всякий порядок домашний содержать» (гл. 32); «Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем…» (гл. 34); «Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье…» (гл. 36).
За прошедшие пятьсот лет ни чуточки не устарела, а наоборот – и сейчас до глубины души трогает небольшая главка, буквально пронизанная любовью к женщине. Для того времени называется она потрясающе: «Похвала женам».
Вчитайтесь в эти дивные отрывочки: «Если дарует Бог жену добрую, получше камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу; милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим – не беспокоится о доме муж ее. …хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней… Жена добрая и трудолюбивая, и молчаливая – венец своему мужу…» (гл. 20).
Вот вам и «темное царство», и бесправно-унизительное положение женщины-рабыни… Много ли вы припомните столь возвышенно-теплых слов, адресованных «его помощнице? Вот то-то и оно! Одна констатация: «жена делает мужа своего добродетельней» чего стоит!
Хотя, наверное, того самого «темного» и тогда хватало, но ведь речь-то идет все-таки об образце для подражания, о, так сказать, идеальных отношениях. Но, помилуйте, какой же идеал в том, чтобы быть верной и преданной мужу, содержать дом в порядке, воспитывать детей? Ведь это же нормальные семейные отношения в нравственно-здоровом обществе.
Не в этом ли, последнем, видели свою главную задачу тогдашние государственные мужи, коль скоро предложили своим согражданам именно такой образец для подражания? В отличие от наших сегодняшних – превративших практически в одночасье наше отечество в «перевернутое королевство», где в открытую «правят бал» бесстыдство, воровство, обман, зависть, корысть… Где такие качества, как порядочность, любовь, преданность, верность, честность считаются пережитками прошлого. Где большинство наших школьниц (будущих мам!) мечтают лишь о «красивой жизни», а потому стремятся повыгоднее себя продать – стать содержанками «богатеньких Буратино», моделями, стриптизершами, проститутками.
Страшно представить, каких детей воспитают и какие качества передадут следующему поколению эти «милые девчушки», ежели решатся на «главное женское дело». Не зря ведь народная мудрость подмечает: «Яблоко от яблони недалеко падает!»
ИХ СМЕНА
Во все времена людей не могло не волновать, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из наиважнейших.
Как писал в начале XX века епископ Никольский и Уссурийский Павел (Ивановский): «Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям. Если мы преклоняемся перед великими художниками и славим их за то, что они дали нам прекрасные картины или изваяния, то сколь большего уважения заслуживают те родители, которые дали Церкви, обществу и государству добрых и полезных сынов».
Естественно, что «Домострой» не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается, и заканчивается он, по сути, практически одними и теми же текстами (разнящимися лишь объемом): «Наставление отца сыну» (гл. 1) и «Послание и наставление от отца к сыну» (гл. 64), этому аспекту в XVI веке придавали весьма серьезное значение.
Да по-другому и быть не должно! Ведь вос-питание – это, по большому счету, то, чем ты «на-питаешь» свое чадо: чему научишь, какие черты характера заложишь, с каким нравственным багажом «выпустишь» в самостоятельную жизнь. Краеугольным же камнем воспитания тогда была нравственность!
Рекомендации воспитательные приведены в «Домострое» сразу же после наставлений духовных – что свидетельствует о том, как ответственно относились тогда к этому вопросу. Объединенные в четыре главы, они учат,
«Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем» (гл. 15); «Как дочерей воспитать и с приданным замуж выдать» (гл.16); «Как детей учить и страхом спасать» (гл. 17); «Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем» (гл. 18).
Право же, совсем нелишне и нам взять на вооружение такие актуальные наказы: «А пошлет Бог кому детей – сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем… их учить рукоделию…; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу» (гл. 15).
«Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение… И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой, и болезнью души…» (гл. 17).
«Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; кто бьет отца и мать, пусть отлучат от церкви… и пусть умрет он лютою смертью… Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас…» (гл. 18).
И ведь, действительно, все чрезвычайно просто: заботься о детях, люби и оберегай их, воспитывай в вере в Бога и на добрых примерах, приучай к вежливости, порядку и рукоделию, наказывай за провинности. Но в этой гениальной простоте – непременный залог успеха, свидетельством чему служит многотрудная, но и многославная пятисотлетняя жизнь России после «Домостроя».
Так что стоит прислушаться к «хорошо забытому старому» и не выплескивать вместе с водой и ребенка.
Ольга ГЛАГОЛЕВА
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.