переправа



Христианство и феномен войны



Опубликовано: 27-04-2010, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Христианство и феномен войны

 

Ни для кого не секрет, что мир – на грани третьей мировой войны. То тут, то там вспыхивают конфликты, перманентно тлеют, как угольные копи, очаги напряжённости на Ближнем Востоке, Северном Кавказе, Пакистане, Иране, Афганистане, Югославии, Ольстере. Мир захлёстывают природные катаклизмы, эпидемии, изничтожается человеческая любовь. Люди чувствуют, что наступает новый и страшный период. Происходит кардинальная переоценка ценностей, ломаются границы, рассыпаются традиционные религиозные ценности. Христианские истины отнесены на периферию и подвергаются зловещему осмеянию. Ширится разврат, наркомания, культивируется сила, мамона, властно нарастает косматый кошмар глобализма, завязывается идеология с апофеозом греха и нигилизма. Глобализм – это четвёртый Коминтерн, он рушит  государства, религиозные системы, экономики, этносы, всё смешивает в единое мёртвое месиво. Предполагается, что на обломках мира, который выживет во вселенском катаклизме, возникнет единое государство и единая система управления людьми. Внешний предлог для всей этой катавасии такой: ресурсов мира не хватает, планета перенаселена, нужно сокращать «лишние рты». Реальная же причина – тёмная жажда власти, презрение  к человеку как к творению Божию, ярое богоборчество. Возрождается вульгарная теория Мальтуса о человеческом преизбытке. Говорят, что все мы подлежим колоссальному численному сокращению. Останется лишь некий «избранный миллиард», предназначенный владеть совокупным земным богатством. И судя по всему, если не произойдёт отрезвляющего чуда и человек не преобразится, мир накроет апокалипсическая волна  коллапса как плата за очередную попытку сильных мира сего создать общемировой Третий рейх, он же гипер-Содом и Гоморра.


Что такое война и какое противодействие ей  знает христианство? Ответы на эти вопросы удивительно глубоко даёт святитель Василий Кинешемский в своих богословских трудах.  Высокодуховный эрудит, он причислен  Русской православной церковью к лику святых. Святитель жил в революционные времена начала ХХ века, и его мнение для нас особенно важно. Нынешний глобализм, как все мы ясно видим, так же, как и марксизм, начал утверждаться на терроризме и войнах. Война – это пролитие крови. Ничто так не разъединяет людей, как насилие и убийство. Однако глобализм выбрал для себя именно этот путь. Поэтому для начала нужно разобраться в христианской оценке феномена войны и смуты. Святитель пишет, что злом смерть и убийство становятся тогда, когда они становятся результатом ненависти злого человека, его злой воли. Война – это грозовая туча, образующаяся из совокупного человеческого зла. Мелкие противонравственные деяния отдельных лиц постепенно накапливаются и готовят грозу войны так же неизбежно, как водяные испарения образуют облака. Это не мистика, а простое  реалистичное объяснение.


Обычными причинами возникновения современных войн является  либо погоня за рынками, либо же национальное властолюбие. Поэтому каждый человек, живущий материалистическими интересами, личной выгодой, честолюбием, властолюбием, славолюбием, формирует ту общественную атмосферу эгоизма, которая, сталкиваясь с эгоизмом других отдельных людей и целых народов, порождает войну.  На каждом человеке, делающем то или иное зло, нарушающим заповеди Божии, лежит ответственность за войну, и уклоняться от этой ответственности никто не имеет права. Все таковые в той или иной степени являются виновниками  войны из-за своих противонравственных деяний и греховной жизни.  Отсюда – вывод: жизнь во Христе, жизнь праведная,  соблюдение заповедей Божиих есть лучшее средство предупреждения войны. И такой образ жизни – обязанность любого гражданина, на деле заботящегося о благе для своей страны.


Зло есть результат действия страстей и дьявола. Оно – результат свободной воли человека. Поэтому человек волен либо принять  эти помыслы, либо их отторгнуть. Всё, по сути, предельно просто. Было бы только желание и святая осознанная ненависть ко греху. Но если человек не вооружён учением православной церкви о человеке, о зле и о добре и не знает заповедей Божиих, то он будет лёгкой игрушкой в руках злых сил.


Панацея – воцерковление. Когда-то я был комсомольцем, коммунистом, фронтовиком, пулемётчиком на передовой. Но на ХХ съезде партии потерял веру в идею, которую в меня тогда вбили на кафедрах юридического института МГУ исключительно сильно, умело и талантливо. Уголовное право, гражданское, философия диамата, истмата. Наша жизнь была просто пронизана марксизмом, который воспринимался нами совершенно как религия. Мы верили, что именно  марксизм станет светлым будущим человечества. А когда на ХХ съезде вскрылись страшные злодеяния Сталина и мы поняли, какой ценой достигается это будущее, эта эфемерная мечта о коммунизме,  началось крушение всех наших идеалов. И я стал мертвецом для этого мира, который лежит во зле и крови. И только придя в Сергиев Посад, я обрёл у раки преподобного Сергия ту спасительную целящую благодать, которую передать словами просто не могу. Изменилось всё. И я понял, что только Церковь, только христианство может спасти не только меня, но и всё моё отечество.  Но как донести до современников красоту вероучения Церкви, Её знания человека, мира, истории – не знаю. Сегодня не каждый может найти духовника, да и не каждый способен стать духовником. Между обществом и Церковью образовался кризис доверия – как из-за общей опущенности людей, так и из-за того негатива, который регулярно выливается на христиан в СМИ. Да, есть  и недостойные священнослужители. Но всё же нынешняя Россия в потаённой своей глубине идёт по правильному пути. В ней на сегодня действует тридцать тысяч церквей и восемьсот монастырей. И каждое воскресенье в них совершается Божественная литургия, звучит молитва за мир и человека, за наше общее воссоединение с Богом. На литургии совершается величайшее в мире Таинство преложения вещества хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Христовы. Принимая эту страшную животворную Святыню, верующие не только духовно, но и физически соединяются со Христом, получают превысочайшую благодать, которая помогает им бороться с грехом и стяжать святость ещё в этой жизни.


До революции вроде бы всё было то же самое. Но, как писал философ Розанов в 1916 году: я стою на литургии в соборе Троице-Сергиевой лавры. И кто же там молится? Старушки. А где же генералы, офицеры, молодёжь? И у нас при Советской власти была точно такая же картина. Но сейчас в Церкви есть и офицеры, и молодёжь. Правда, горения должного в них пока ещё нет, но серьёзный  интерес проснулся. И самая главная опасность сегодня  – в обмирщении пастыря. Да, миссия Церкви в миру, среди молодёжи назрела. Но как важно здесь не потерять чувства меры, не исказить святое православие в угоду чьим-то амбициям и невежеству. Ведь в христианстве – полнота спасения. А когда из-за угоды секулярному миру вероучение начинают корёжить, ничего хорошего не жди. Православие растворится в языческом мире и утеряет силу и соль. Не дай Бог! Христианство – не довесок и не придаток к тленной «культуре» этого падшего мира, оно – альтернатива, то воистину новое, что только одно и способно изменить мир к лучшему ещё при нашей жизни! Поэтому надо подтягивать ту же молодёжь ко Христу, а не искажать Его и не упрощать в угоду количественных параметров.


В общем, хорошо, когда есть много церквей, но – о как много зависит от состояния сердца и живой веры пастыря и паствы! А то ведь бывает так, что служба идёт формально. Священник думает о своём, верующие – о своём, а что же – Таинство совершается автоматом? Как же всё это непросто!..


Но здесь меня очень утешает следующий факт – с чего началось христианство? С проповеди двенадцати апостолов, которая покорила безбрежный мир, бушующий в страстях. А сем была достигнута эта покорность? Религиозным накалом миссионеров. А это такой великий феномен, что и один человек в состоянии перевернуть мир – только нужно это сделать вовремя – и словом и делом.

 

Сегодня мир такой же, как и столетия назад. Ничего нового люди не придумали. Всё те же страсти, только в новых, более броских и привлекательных упаковках. А так – всё одно и то же. И в нашей Церкви – что, не наберётся двенадцати апостолов? Что – в ней сегодня нет горящих, духовных и жертвенных людей?! Конечно, есть. Так что если Россия сейчас по-настоящему воцерковится – а все условия к этому даны – нас не победить! Никто не запрещает проповедь, подвижничество, обличение зла, не так ли?  И здесь всё зависит от священника и от прихожан, которые призваны обличать зло и не бояться последствий. Согласен, что зло обличать легче в общих фразах, потому что как только в ход пойдёт конкретика, все сильные мира сего поднимутся на дыбы! Ну и что? Если ты лично воцерковлён и твёрдо идёшь по пути заповедей Христовых, если ты – Богов, – то чего тебе бояться, скажи на милость?! Не ты уже живёшь сам по себе, но живёт в тебе, по словам апостола Павла, Христос. А если Бог с нами –  кто против нас? Когда наши душа и тело преданы Господу и делают то, что Ему угодно, то Он всесильной любовью своей защитит нас от всякого зла. А если тебе, паче чаяния, всё же будет суждено – в бою или из-за угла – умереть от руки нечестивого, то и тогда не бойся. Ты попадёшь прямо ко Христу, ибо Он – цель жизни каждого христианина, и удостоишься от Него жизни вечной и нестареемой, по сравнению с которой всё наше нынешнее земное прозябание – лишь тусклый отблеск того нового мира сияющей полноты бытия, который приготовил Господь любящим Его. Мы в отличие от исполненных ярости террористов-смертников, опоясанных гексогеном и почему-то надеющихся на джанну – рай с гуриями и мальчиками, –  ни к кому не питаем зла, не ищем смерти и не убиваем невинных, но за правду Божию должны быть готовы и пострадать.


Как правило, это страдание – жертвенное, по образу и подобию страстей Христовых. Ведь именно такое страдание сильнее всего очищает грязь и потёмки падшего мира. Не  обильно пролитая кровь врага, не внешние победы и знамёна, не блеск и сила ядерной империи (хотя в нашем несовершенном мире эти моменты по понятным причинам преобладают), а сострадание к ближнему и милость к падшим – вот Песнь песней святого православия, его идеал. Понятно, что он высок:  проще убить поверженного врага, но это будет уже убийство, не так ли?  Другое дело – в честном бою. Но всё равно – будущее за жертвенной любовью, и только за ней. Всё остальное в конечном итоге может сгореть во взаимной ненависти, и в этом случае человечество не познает сущности христианства ни на йоту. Наш Учитель, Богочеловек Христос, преподал всем нам свой личный пример – Он распялся за нас, добровольно пострадал от рук своих смертельных врагов, хотя мог бы упросить Отца Небесного послать Ему в помощь легион ангелов и уничтожить как римлян, так и фарисеев. Значит, в основании всех оснований нашей правильной богоугодной духовной жизни лежит Жертва Божия, и мы призваны её лично повторять, следуя по стопам Учителя, не так ли? А мы сегодня говорим: если не будем сопротивляться врагу – он нас уничтожит и никого из христиан не останется и т.д. и т.п. Вот наш лейтмотив самозащиты. По-человечески, по-ветхозаветному (око за око), по-язычески это всё понятно. Жизнь есть жизнь. Тем более когда речь идёт об избавлении наших беззащитных женщин, стариков и детей от насильников и оккупантов. В Новом Завете сказано: «Нет больше любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Это, кстати, одна из удивительных христианских антиномий. А Вера, Надежда и Любовь и матерь их София? А святой мученик Игнатий  Богоносец, добровольно стремившийся быть размолотым зубами львов на арене Колизея, как пшеница на ладони Божией? А жертвенность христиан во времена гонений? Но почему же их за триста лет до конца как овец-то и не вырезали?.. Да потому, что за ними стоял сам Бог и укреплял их в этой великой массовой жертве ради покаянного очищения ожесточившихся язычников (видимо, в какие-то времена не может жестокосердный человек вразумиться, протрезветь  и преобразиться без пролития чьей-то жертвенной крови...), ради их грядущего покаянного  вхождения в христианскую Церковь.


Так что кто-то из мучеников вошёл в блаженную жизнь вечную, а кто-то был промыслительно оставлен Богом на земле для дальнейшей миссии. Это помощь Божия своим настоящим последователям, Его подлинно спасительное  чудо. Так что бояться быть истреблённым от  внешних врагов христианину не нужно. Была бы настоящая вера – и тогда нам никто не страшен, так как сразу же нас поддержит Всемогущая Десница Божия. Почитайте жития древних святых. Там нет ни схваток, ни дробления челюстей, ни Курской дуги, ни физических «зачисток» христианами своих злобных мучителей. Всё за своих верных там делает Бог – колеблет капища, насылает проказу  и червей  в тело садиста-прокуратора, разверзает землю под ногами палачей. Но я говорю именно о дарах настоящим верующим, а таковых во все времена всегда было мало. Вот из-за этого человечество и не может вырваться из древних ветхозаветных тенёт крови и мести и все вопросы решает силой.


Так что от подлинно верующего человека, горящего любовью и светом, нередко вразумляется даже законченный негодяй и закоренелый преступник. Но в том-то всё и дело, что нет в нас такой веры, а есть что-то другое. Подчас – просто желание жить ради самой жизни. Это ведь самый могучий человеческий инстинкт. Однако весь смысл нашей жертвы во Христе состоит в том, что она умиротворяет вселенную, вселяет в противника и недруга чувство раскаяния и страха Божиего. Кто будет это отрицать, тот не христианин. И мои слова – никакое не толстовство с его непротивлением злу силой. Конечно же, мы будем защищать ближнего даже ценой убийства насильника, и оно, может быть, не вменится нам в тяжкий грех. Мир – несовершенен. Но такой способ – всё-таки пока ещё не христианство, а земное благородное язычество. Христианство – это Жертва Христова, Кровь Христова, пролитая Им за весь мир, за праведников и грешников, за миротворцев и убийц. Вот так. Поэтому никак нельзя умалять милосердие и любовь Христа, превращая Его по своему партийному произволу то в непреклонного Генералиссимуса, то в неумолимого Карателя, то в кланового Мстителя…


***


Тем не менее из-за того, что Россия вот уже который век является оплотом православия во всём мире, многие могущественные страны её ненавидят – вне зависимости от того, какой в ней строй – монархический, коммунистический или либерально-демократический. Неприятие православия в этих государствах перевешивает все прочие приязни. Удивительно. Почему так происходит? Всё очень просто – православие правильно, во всей полноте исповедует Богочеловека Христа и так же, как и Он, не приемлет греха и грязи – и называет все вещи своими именами, как на личном, так и на государственном уровне. Оттого Россия и не в чести у мирового сообщества, которое от Христа давно уже отказалось в угоду земных страстей и поклонения Люциферу. Ну и кроме всего прочего у России – природные ресурсы, на которые Европа всегда претендовала. Так что нас постоянно предавали. После победы над Наполеоном император Александр Первый создал Священный союз с Германией, Австрией и  Англией для защиты  монархической Европы от революций и бунтов. И всё внешне было поначалу хорошо, и все подписались, но в Крымскую войну англичане и немцы снабжали Турцию, воевавшую с Россией, вооружением. То же самое – и в Русско-японскую войну. Вот так… Хотя накануне в Женеве наш государь Николай II предложил всеобщее разоружение, дабы оставить только погранвойска, таможенные службы и полицию. И – ликвидировать все военные заводы. И кто отверг эту идею? Англия, Германия и Австрия. Хотя до сих пор в Гаагском суде висит портрет  императора Николая, и они изредка о нём вспоминают.


Такова позиция западных государств к нам на сегодняшний день. Ничего не изменилось. Где же выход? Только в каком-то потрясающем  нравственном толчке, в жёстком вразумляющем катаклизме. Видимо, только он один может изменить современного собирательного европейца, человека крайне гордого, надменного  и глубоко развращённого. Другого выхода, увы, уже  не вижу.


В отличие от Запада православие никогда не готовило захватнических кампаний. В чём трагедия мировых войн? В злом подражании людям дъявольского начала. Кому подражал Гитлер? Наполеону. Наполеон – первый предтеча всех тоталитарных режимов. Франция, по его раскладкам, должна была господствовать над всем миром. Кому подражал при этом Наполеон? Александру Македонскому, ещё одному лидеру, исполненному горделивых амбиций. А кого при этом гнал Наполеон, дабы прийти к власти? Церковь. Вот истинная трагедия Европы – борьба с христианством, богоборчество, начатые Французской революцией в конце XVIII  века руками зловещих маратов и робеспьеров, изгнание Церкви из школы и государства. На место Творца вскарабкался надменный Наполеон с неуёмным комплексом гордыни и человекобожия. Все нравственные начала Христа были перечёркнуты, и по лицу Европы расползлась страшная чума вседозволенности и нигилизма.


А кому подражали Маркс с Энгельсом?! Тому же Наполеону! Всё было заложено ими в «Критике Готской программы», где впервые фигурировала идея диктатуры пролетариата и необходимость уничтожения  всех правящих и враждебных  классов, в том числе и крестьянства. Ленин же изложил наполеоновские идеи в «Апрельских тезисах», которые ужаснули Плеханова своей маниакальностью, а именно тем, что там было сплошное море крови.

 

Как человек верующий, я уверен в том, что война либо попускается Богом, либо Она им же удерживается, если в обществе есть ещё хоть  какой-то шанс на покаяние и нравственное изменение. Достаточно вспомнить беседу Авраама с Богом в книге Бытия: «Владыка, если в городе останется пятьдесят праведников, пощадишь ли город?.. Осмелюсь спросить, а если сорок пять?..» – и так далее. Но когда пересчёт упал до десятка, Бог ничего не ответил Аврааму.


А отчего произошла Вторая мировая война? Столкнулись два бесчеловечных режима – германский расово-арийский и богоборческий советский. Первый чуть ли не переплюнул сионистов и провозгласил себя высшей нацией господ, а второй вырезал почти всё христианское население России и жестоко преследовал религию. Оба режима не имели никакого богоугодного смысла жизни, испытывали долготерпение Божие и вели народы на массовое сатанинское заклание.  В ходе страшной войны произошёл перелом как в русском народном сознании, так и в немецком.  Русские люди в горе начали обращаться к Богу, и это привело к тому, что Господь даровал России победу. А ещё через 45 лет советский режим окончательно пал. Что пришло ему на смену – другой вопрос. Но  корни его падения обозначились именно в ходе Великой Отечественной войны, которая всколыхнула религиозное чувство в русском народе и поколебала идеологические основы кровавого атеизма. Показательно, что после войны немцы прежде всего стали отстаивать свои кирхи, что также говорило об их определённом духовном отрезвлении. Однако арийская гордыня потребовала длительного врачевания, в том числе и через жёсткие международные санкции.


Слово Божие и вчера и сегодня – одно и то же. Трагедия человечества  состоит в непонимании того, что Творцом мира является Бог, а мы – только твари. И нам дан закон от Бога, как себя должно  вести. Это – закон любви к Богу как к Творцу, который дал нам жизнь и который сам – Жизнь. Человек несёт в себе образ Божий – поэтому у него столь и развиты творческие способности, оттого – и потрясающие достижения человеческого ума, прорыв в тот же космос. Однако Бог дал нам ещё и нравственные законы – любви и уважения друг к другу, вне зависимости от того, какая у кого кровь. Ибо в своё время апостол Павел сказал, что Господь создал людей от  одной крови. Ной – наш общий праотец, у него было три сына – Сим, Хам и Иафет, от которых и пошёл род человеческий после Потопа. Поведение Хама – нарицательно. Оно показывает, что там, где нарушаются законы нравственности, оттуда Бог отступает, и на Его место приходят силы разрушения и зла. Всё очень просто. И если Россия даже в сегодняшних урезанных границах явит собой образец правды, дружбы и заботы о людях, уважения к соседям, то к нам потянутся все бывшие республики бывшего  СССР, и мы вновь восстановим империю. Но не на основании оружия, ненависти и расового превосходства, а на непререкаемой красоте православной веры, которая любовью объемлет всё человечество. Не исключаю, что потянется к нам и Америка. Там ведь тоже живые люди, которые страдают и мучаются от углубляющегося финансового кризиса. Доколе им служить золотому тельцу? Всё обессмысливается.


Теперь вот какой вопрос – на основании каких критериев можно судить о верности людей правде Божией? Критерий один – в верности духу Церкви. Не внешним Её установкам и временным идеологемам, а непреходящему Христу. Этот дух правды воплощён в учении Святых Отцов и в церковном  богослужении.


Избежать войны – значит избежать очередного падения в тот или иной грех. Ибо все грехи в совокупности и порождают войны. Как происходит преображение человека? Вначале он приходит в себя. Так пришёл в себя блудный сын из Евангелия. Через покаяние и переосмысление всей своей жизни. Для чего я живу? В чём состоит мой жизненный путь и куда я иду? И если человек признает Бога Творцом, то, стало быть, он рано или поздно употребит всю свою свободную волю для того, чтобы ступить на путь соблюдения Божиих заповедей, и в Боге обретёт заветное прощение, желанный покой и мир. А силу для своего изменения он найдёт в Святой Церкви, установленной самим Христом, а именно в Её всеукрепляющей благодати, преподаваемой через Таинства и помогающей победить все страсти, и в спасительных законах духовной жизни, выверенных тысячелетним практическим опытом подвижников православной веры. Избрав для себя такой путь, человек будет шаг за шагом стяжать заветное богоподобие.


И тогда уже точно не будет никаких войн.


***


Духовная жизнь в недрах народа понемногу воскресает. Мэр Сергиева Посада – родственник схиархимандрита Иоанна Маслова – человек православный и воцерковлённый, открыто выступает с обличениями властей за высокие налоги и непомерные поборы с населения. Рассказывая однажды о своих поездках по России, он коснулся большого количества вновь открытых храмов и монастырей. Во многих из них жить предельно трудно. Но – живут ведь… А как? «Да Бог помогает…» И это не общие слова. На одном приходе батюшка усыновил тридцать детей и ещё для ста пятидесяти открыл приют. И вот у них кончилось подсолнечное масло.


Экономка приходит к нему и говорит: «Батюшка, масла нет, детям жарить не на чем». Он отвечает: «Давайте помолимся». Совершенно простой священник… 


Помолились. И что же было дальше? А дальше батюшка выходит на улицу, а перед храмом останавливается машина и водитель спрашивает его: «Вам масло не нужно? Тут у меня сорок литров».


«Да как же не нужно? У нас сто пятьдесят детей, а масло как раз кончилось!» И после этого человек привёз в приют ещё сто литров масла. Это ли не явное чудо? Нет-нет, народ всколыхнулся, это очевидно.


И налицо – ожившая традиция обретения благодатной помощи от сердечной молитвы. 


Протодьякон Николай ПОПОВИЧ, 

клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни,

ветеран Великой Отечественной войны,

кавалер ордена  Красной Звезды, командир пулемётного расчёта «Максим»

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №3-2010, Протодиакон Николай Попович
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Христианство и феномен войны"
Имя:*
E-Mail:*