Гаврила Романович Державин оставил нам в стихах немало афористических наставлений, к которым мы то и дело возвращаемся всю жизнь. Достаточно вспомнить лишь одно двустишие:
Что слава! - Счастье нам прямое
Жить с нашей совестью в покое.
Поэт всегда помнил семейную легенду о своём первом слове – слово это было Бог. Знак Провидения не обманул: о Боге поэт сложит свою лучшую оду. Осмысленность бытия он видел только через связь с Богом, о чём писал удивительно прочувствованно:
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.
Ода «Бог» навсегда останется шедевром русской духовной лирики. При жизни Державина эти строки были известны всей просвещённой России, знали их и в Европе. Но Державин не упивался славой…
Через тридцать лет, на склоне жизни, он начинает работать над одой «Христос». В этом сложном поэтическом богословском произведении есть и мотив покаяния за дерзкую попытку «в сердечной простоте беседовать о Боге». Рукопись этом оды стала завещанием Державина и его неканоническим покаянным каноном.
Услышь меня, о Бог любви!
Отец щедрот и милосердья!
Не презрь преклоншейся главы
И сердца грешна дерзновенья
Мне моего не ставь в вину,
Что изъяснить Тебя я тщился, --
У ног Твоих коль умилился
Ты, зря с мастикою жену…
Метки к статье: Державин, Замостьянов
Автор материала: пользователь pereprava
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.