М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851). Фрагмент
Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!
Ты взойдёшь, моя заря!
Взгляну в лицо твоё, последняя заря. Настало время моё!
Господь, в нужде моей ты не оставь меня!
Горька моя судьба!
Ужасная тоска закралась в грудь мою, терзает сердце скорбь…
Как страшно тяжело на пытке умирать…
Ты придешь, моя заря!
Взгляну в лицо твоё, последний раз взгляну… Настало время моё!
В тот горький час!
В тот страшный час!
Господь, меня ты укрепи, ты укрепи!
Мой горький час, мой страшный час, мой смертный час!
Ты укрепи меня!
Мой смертный, мой смертный час!
Ты укрепи меня!
Это ария Ивана Сусанина из оперы Глинки.
Осип Афанасьевич Петров — первый исполнитель партии Сусанина. 1836
Сюжет основополагающий для государства Российского: крестьянин отдал жизнь во имя спасения будущего царя, уже избранного Собором, но ещё не венчавшегося. Во имя спасения династии Романовых. Есть разные версии исторического сюжета: некоторые знатоки утверждают, что Иван Осипович Сусанин погиб ещё в декабре 1612-го, за месяц до начала работы Собора. И спасал крестьянин не самодержца, а только своего барина: село Домнино издавна принадлежало дворянам Шестовым, а мать первого царя из династии Романовых в девичестве носила фамилию Шестова. То есть – Сусанин проявил всего лишь верность крепостного, а не государственный патриотизм. Есть и другие версии, умаляющие подвиг костромского крестьянина: историк Костомаров утверждал, что он был одной из многих случайных жертв польского нашествия. А Романовы сочинили легенду, чтобы утвердить идею единства народа и династии. А по-моему, умалить подвиг через сто, двести или четыреста лет невозможно! Пустое занятие. Историческая судьба Ивана Сусанина состоялась – и правда легенды в этом случае превыше лукавых (потому что исчерпывающих доказательств не имеется!) документальных изысканий.
Принцип «Православие, самодержавие, народность» несколько веков (задолго то того, как его сформулировал министр Просвещения граф С.С.Уваров) властвовал над умами. Крестьянин, отдавший жизнь за царя, был символом государства, опиравшегося на этот принцип.
Сусанин был и остаётся примером самоотверженного патриотизма, верности православию и самодержавию. Жертвенный герой, память о котором не истёрлась за четыреста лет – и служит благому делу, облагораживает души. Главный подвиг Ивана Сусанина состоялся после гибели героя – когда слух о нём прошёл по всей Руси.
М. В. Нестеров «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Фёдоровича», 1906
Отец Николай Кабанов, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Сусанине рассказывает о том, как почитают героя на родине, размышляет о возможной канонизации мученика:
«До нас не дошло свидетельств о его праведности, однако здесь можно вспомнить князей Бориса и Глеба, которых прославили не за то, что они были святыми при жизни. В чине страстотерпца можно было бы канонизировать и Сусанина. За святость подвига. Специалисты, наверное, могут что-то возразить, но обстоятельства гибели нашего земляка красноречиво говорят – великий был человек.
Он спас будущего царя. Сейчас в этом кто-то сомневается, но благодарность к Сусанину испытывали многие поколения русских государей. Сохранилась грамота царя Михаила Федоровича, освобождавшая от податей его потомков. Царь-мученик встречался с ними в 1913 году, на 300-летие Дома Романовых. Тогда же в деревне Деревеньки (ныне не существующей) на месте дома Сусанина была построена часовня.
Может быть, преждевременно сейчас почитать Сусанина как мученика. Но ведь и с Царской Семьей тоже так было. Сначала молились, потом прославили.
Когда Сусанин спасал боярина Михаила Романова, он, мне думается, отдавал свою жизнь и за веру. Убили его разорители церквей, гонители православных. И потом, неужели смерть за будущего помазаника мало значит? Если бы он спас епископа, это, что ли, большее отношение к Церкви бы имело?
Священник, который был здесь до меня настоятелем, хотел написать икону Сусанина и даже доску уже заготовил, но не успел. Эта доска у меня хранится, и если состоится прославление, икона на ней будует написана и поставлена в храме».
Современный памятник Ивану Сусанину в Костроме (1967)
По традиции Сусанина поминали 11 сентября, в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Но наиболее вероятная дата совершения подвига – февраль 1613-го. Именно тогда, 400 лет назад, крестьянин тайно отослал Михаила Романова в Ипатьевский монастырь, спасая его от расправы. А польский отряд завёл в болота – где и принял мученическую смерть от врагов. Есть свидетельства и о том, что Сусанин спрятал шестнадцатилетнего Михаила от поляков в собственном овине, забросав его обугленными дровами, оставшимися от сгоревшего амбара. Запах гари помешал собакам разыскать юношу… Подвиг Ивана Сусанина учит нас не только мужеству. Здесь – и лекарство против высокомерия, свойственного сегодня многим из нас… Ведь спас государя простой крестьянин – крепостной, бесправный, представитель неименитого большинства. Разве можно после этого свысока поглядывать на представителей «низких сословий»? Подвиг сельского старосты приблизил народ к престолу. После Сусанина немало простонародных героев прославили Русь…
Потому и помним Ивана Сусанина. И вспоминаем добрым словом через четыреста лет…
Арсений Замостьянов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.