Екатерину Великую всюду сопровождали донские казаки под командой легендарного атамана Алексея Ивановича Иловайского, доказавшего свою верность престолу в годину пугачёвщины. Сформировать подразделение для собственного ея величества конвоя предложил Г.А.Потёмкин. Охраняли донцы и императора Павла — Павёл произвёл Иловайского в генералы от кавалерии. Алексей Иванович получил этот чин первым из донских казаков не только благодаря «конвойным» заслугам, но во многом и за безукоризненную охрану государя. Казаки из поколения в поколение передавали премудрости конвойной службы, назубок изучив все её секреты.
Формально собственный конвой государя образовался при Николае Первом — императоре, который знал толк в документальной кодификации любого явления. Но при Николае охранные функции конвоя были по существу декоративные. Царь демонстративно разгуливал по столице без охраны, без охраны выходил к народу, молился в храмах, совершал паломничества в монастыри. Об этом истинно русском обычае восторженно писал Михаил Загоскин («Москва и москвичи»): «О, вы не можете себе представить, как прекрасен этот Кремль, когда державный его хозяин посетит свою Москву! Эта дворцовая площадь, на которой теперь так пусто, покроется и закипит вся народом, из которого многие ночевали на этой площади для того только, чтоб занять повыгоднее место и взглянуть лишний раз на своего государя. Вы посмотрели бы на Кремль тогда, как загудит наш большой колокол и русский царь, охваченный со всех сторон волнами бесчисленной толпы народа, пойдет через всю площадь свершать молебствие в Успенском соборе. — Как? — прервал Дюверние. — Да неужели ваш государь идет по этой площади пешком при таком стечении народа?.. — Да, да, пешком; и даже подчас ему бывает очень тесно. — Что вы говорите!.. Но, вероятно, полиция?..— Где государь, там нет полиции. — Помилуйте! Да как же это можно?.. Идти посреди беспорядочной толпы народа одному, без всякой стражи... — Я вижу, господа французы, — сказал я, взглянув почти с состраданием на путешественника, — вы никогда нас не поймете. Нашему царю стража не нужна: его стража весь народ русский». И сегодня эти строки Загоскина трогают патриотическую струну в каждом из нас.
Подвиги казаков-гвардейцев, которые не только охраняли государя, но и сражались за Отечество, прославлены в стихах и легендах. Одно из стихотворений мы хотели бы представить вашему вниманию. В начале ХХ века, и в эмиграции эти строки в казачьей среде были известны многим.
Арсений Замостьянов
Лейб-казакам
Когда счастливый Александр с холма
Под Госсою взирал на пламень боя,
Давина кирасир, - гребни прибоя, -
Порвала всё, безудержно-пряма.
Но в грозный миг, когда разверзлась тьма,
Лейб-казаки из царского конвоя
Ударили, - как сушь степного зноя
И как в метель одетая зима.
Победны были возвращенья крики.
С тех пор всегда все лейб-казачьи пики
Покрашены в кроваво-алый цвет.
Пусть ночь теперь и сны замёрзли в марте, -
Заря взойдёт и подарит рассвет
Лилеям пик и лаврам на штандарте.
Н.Белогорский
Источник изображения (Николай II и его дети с офицерами Конвоя ЕИВ. Ставка в Могилеве. Праздник Конвоя. Ноябрь 1916 года. Между Анастасией Николаевной и Марией Николаевной стоит командир Конвоя граф Граббе): geglov2.narod.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.