М. К. Клодт. На пашне, 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Почему люди предпочитают жить в городах? Казалось бы, ответ очевиден: удобства, легкий доступ к образованию, карьере, культуре и развлечениям. Однако при ближайшем рассмотрении сегодня все выглядит не так уж просто. И даже очень не просто.
Во-первых, современный город стал средоточием не только достижений, но и злейших недугов и пороков цивилизации. Дьявол, обезьяна Бога, норовит все доброе, что от Него, исказить и извратить: образование подменить лжеобразованием (дипломы в подземных переходах, экзамены за деньги, наркотики в школах, ЕГЭ и т.д.); культуру - псевдокультурой греха и пошлости, духовной отравой; нормальные удобства - излишествами и развратом. В результате человек теряет связь с природой и чувством разумной достаточности, он становится заложником "коммунального рая", способного рассыпаться в прах в любой момент и похоронить его под своими обломками.
Во-вторых, это только кажется, что урбанизация - процесс естественный. Если бы так! За двадцать лет либеральных "реформ" Россия потеряла двадцать тысяч деревень. Но люди покидают родные места не совсем по своей воле. Происходит скрытое вытеснение сельского населения: сначала закрывается школа, и вся молодежь мигрирует в соседний городок или в столицы "за лучшей долей", затем куда-то деваются фельдшер и участковый, закрывается клуб, автобусный маршрут и сельская лавка. Вчера еще здоровое село скудеет и хиреет, объявляется - вследствие всех этих подлых мер - "бесперспективным", отдается "на дожитие" бабушкам,,, и в итоге умирает.
Конечно, всегда найдутся умники со своей контраргументацией: дескать, современное интенсивное аграрное производство не нуждается в таком количестве рабочей силы, огромные пространства России невозможно и невыгодно обеспечивать дорожной сетью, ну, и так далее. Но почему-то мне не верится в эту "латынь". Где они, современные агрокомплексы? Кто их видел, если страна на две трети зависит от импорта продовольствия? Да и правильна ли ставка на интенсивное сельское хозяйство, обреченное производить все более синтетическую и зараженную ГМО продукцию? Россия безнадежно отстала от Запада в этом развитии, но мы вправе сказать - слава Богу! Имея в своем распоряжении десятки миллионов гектаров пахотных земель под парами (на них уже давно ничего не сеется), мы можем вернуться к набирающей ход во всем мире экстенсивной сельской экономике, чтобы производить чистый био-продукт, зарабатывать миллиарды долларов, из отстающих выбиться в лидеры. Все так, если бы не... депопуляция сельской местности.
Господа Греф и Со. спят и видят на одной шестой части земной суши десять - пятнадцать городов-миллионников, окруженных безбрежными и безлюдными просторами, рассекаемыми нефтегазовыми магистралями. Мы знаем, что такие планы существуют, знаем и откуда растут ноги. Над Россией совершается эксперимент, операция по невоенному истреблению и сгону в мегаполисы "избыточного" населения , где его легче растлевать, отравлять, оглуплять и... контролировать.
Нас, отряды народа Божия "последних времен", такая перспектива не устраивает. Мы понимаем суть происходящего, понимаем и сложность ненасильственной борьбы с государственным "форматом" политики чубайсов и фурсенок, кудриных и грефов. Но понимаем мы также и то, что само по себе это зло не "рассосется", что, если мы будем сидеть сложа руки и ждать у моря погоды, Господь не сможет прийти на помощь погибающей Родине.
Выход есть. Из городов надо уходить, забирая с собой на волю, к воздухе, речке, лесу, к родной земле то лучшее, что в них еще есть и что многим из нас до сих пор кажется их преимуществом. Конечно, современный горожанин в N-м поколении практически утратил навыки вольной жизни на земле, и, оставшись один на один с суровой сельской действительностью, скорее всего не выживет, сбежит, а то и, того хуже, сойдет с ума. Это Сергий Радонежский, с его трудовым стажем, мог поселиться в глухом лесу и довольствоваться его дарами....
Впрочем, цивилизация не состоит из одних только недостатков. Что нам мешает в новом русской деревне, освященной храмом Христовым и населенной вчерашними горожанами, создать приемлемые условия жизни, труда и отдыха? Ничего! Современные технологии - коммуникационные, инженерные, энергетические, социальные и производственные - позволяют достичь этой цели. Поэтому "исход" из мегаполисов начинать надо с инфраструктуры, решая не только, где будут жить люди, но и как они будут жить, что будут делать, как будут воспитывать и образовывать детей. Надо строить своего рода малые города на селе, улучшая село и лишая Большой город его мнимого превосходство. Трудно адаптироваться, даже при грамотной подготовке новых сельских общин, будет только первому поколению переселенцев; уже их дети свободно и радостно вольются в природный и естественный строй новой жизни с покосами и ночными, посиделками и уборками, нехитрыми праздниками и смотринами. Пригодятся даже компьютеры с Интернетом: очищенные от вселенской мерзости, они позволят доставить в самое отдаленное село виртуальный Версаль и Эрмитаж, лучшие фильмы и лекции, любые научные знания и технологии.
Проект "Переправа-агро" всерьез и надолго озаботился проблематикой "исхода" из городов. Предстоит многое обдумать, понять и отработать на практике: уставы новых общин, предусматривающие условия входа и выхода из их состава; источники финансирования комплексного строительства в тех местах, где расположены уже наши агропредприятия (Рязань, Перяславль-Залесский, Тула); наращивание производства с целью приема новых работников; применение альтернативных технологий энерго-, водо- и тепло обеспечения.
Сразу оговоримся: мы намерены строить не вообще поселения, а именно православные сельские общины, где, как мы надеемся, воплотится на практике принцип "единства в свободе по закону любви". Не секта и не показное христианство, а труд как первая молитва, любовь к Богу и ближнему как важнейшая заповедь жизни. Один за всех и все за одного.
Наши общины будут тесно связаны с городами. Они будут снабжать братьев чистым продовольствием, и пусть кто-нибудь дерзнет сказать, что совесть и вера не одолеют соблазнов "свободного рынка"! По мере развития они смогут принять в свое лоно новых переселенцев, чтобы, взаимодействуя и обмениваясь опытом с себе подобными в разных уголках России, дать толчок возрождению страны. А оно, это возрождение, всегда начиналось из провинции, из деревни, от земли-матушки.
Александр Нотин